Механизм защиты оптико-механического устройства летательного аппарата

 

Предполагаемая полезная модель относится к оборудованию летательных аппаратов, а именно, к механизмам защиты оптических устройств.

Техническим результатом полезной модели является повышение надежности и снижение массы за счет уменьшения количества деталей на участке от привода до крышки, а также за счет применения устройства с более оптимальной компоновкой элементов привода и выключателей.

Механизм защиты оптико-механического устройства летательного аппарата содержит поворотную защитную крышку, кронштейн, закрепленный на корпусе летательного аппарата, ось, установленную в кронштейне, упор открытого положения крышки, реверсивный электродвигатель, редуктор, концевые выключатели с воздействующими на них подпружиненными элементами.

Новым является то, что защитная крышка снабжена резиновой окантовкой по контуру контакта с обтекателем блока оптико-механического устройства и жестко закреплена на оси, на кронштейне установлен упор закрытого положения, а реверсивный электродвигатель, редуктор, концевые выключатели с воздействующими на них подпружиненными элементами смонтированы в электромеханизме с ограниченным углом поворота, закрепленном на кронштейне. При этом выходной вал электромеханизма жестко состыкован с осью.

Таким образом, предлагаемая полезная модель позволяет повысить надежность и снизить вес устройства.

Предполагаемая полезная модель относится к оборудованию летательных аппаратов (ЛА), а именно, к механизмам защиты оптических устройств.

Предлагаемая полезная модель может быть применена как на самолетах для защиты оптико-механических устройств на взлете и посадке от попадания камней, песка, грязи, пыли и влаги, которые могут повредить оптические поверхности, так и в космической технике для защиты оптических поверхностей, например, от попадания светового излучения высокой плотности.

Известно «Устройство для защиты оптических поверхностей космического аппарата» (RU 2188779 B64C 1/14, E06B 9/00) с поворотной крышкой. Однако это устройство предназначено для управления вручную из герметичной кабины и не снабжено электрическими элементами управления.

Применить такое устройство для использования на самолете и установленное, например, в нише шасси без существенных переделок не представляется возможным.

Наиболее близким решением, выбранным в качестве прототипа, является «Устройство для защиты оптических поверхностей космического аппарата» (RU 2046077 B64G 1/22).

Это устройство представляет собой механизм поворота крышки, защищающий оптическую поверхность космического аппарата. Этот механизм состоит из собственно крышки, в закрытом положении плотно прилегающей к входной апертуре, привода (реверсивного электродвигателя), редуктора, входной вал которого посредством пальца поводка воздействует на подпружиненный толкатель и через П-образную скобу на соединенную с ней болтом серьгу крышки, отклоняя последнюю до упора открытого положения.

При достижении заданного усилия прижатия крышки в крайних положениях, дальний конец одного из толкателей воздействует на соответствующий выключатель, который отключает подачу электрического сигнала на привод.

Недостатком такого устройства является его многодетальность - наличие между редуктором и крышкой поводка с пальцем на выходном валу редуктора, П-образной скобы, серьги крышки и болта крепления ее с П-образной скобой.

Кроме того, раздельная установка и крепление следующих элементов устройства: реверсивного электродвигателя, редуктора, подвижных подпружиненных толкателей, выключателей - в весовом отношении не оптимальна. Существуют электромеханизмы с ограниченным внешними упорами углом поворота (например, электромеханизм привода крана МПК-37; описание прилагается), где все эти узлы скомпонованы в одном агрегате.

Вышеупомянутые недостатки снижают надежность устройства и увеличивают его массу.

Техническим результатом предлагаемой полезной модели является устранение указанных недостатков, а именно повышение надежности и снижение массы за счет уменьшения количества деталей на участке от привода до крышки, а также за счет применения устройства с более оптимальной компоновкой элементов привода и выключателей.

Технический результат достигается тем, что механизм защиты оптико-механического устройства летательного аппарата содержит поворотную защитную крышку, кронштейн, закрепленный на корпусе летательного аппарата, ось, установленную в кронштейне, упор открытого положения крышки, реверсивный электродвигатель, редуктор, концевые выключатели с воздействующими на них подпружиненными элементами. Защитная крышка снабжена резиновой окантовкой по контуру контакта с обтекателем блока оптико-механического устройства и жестко закреплена на оси. На кронштейне установлен упор закрытого положения, а реверсивный электродвигатель, редуктор, концевые выключатели с воздействующими на них подпружиненными элементами смонтированы в электромеханизме с ограниченным углом поворота, закрепленном на кронштейне. При этом выходной вал электромеханизма жестко состыкован с осью.

Предлагаемая полезная модель обладает новизной и промышленной применимостью.

Сущность полезной модели поясняется нижеследующим описанием и чертежами, где:

на фиг.1 - главный вид механизма,

на фиг.2 - вид А - вид на механизм сбоку,

на фиг.3 - сечение Б-Б.

Механизм состоит из поворотной крышки 1, с закрепленной по контуру контакта с обтекателем блока оптико-механического устройства резиновой окантовкой 2, кронштейна 3, закрепленного на корпусе ЛА, с установленной в него осью 4, к которой болтами 5 крепится крышка 1. К кронштейну 3 закреплен электромеханизм 6, его выходной вал соединен с помощью шлицев с осью 4. В кронштейн 3 ввернуты упоры 7 и 8, соответственно закрытого и открытого положений крышки.

Механизм защиты оптико-механического устройства работает следующим образом.

При включении электромеханизма 6 на открытие, которое возможно только после уборки шасси ЛА, электромеханизм 6 поворачивает ось 4 и закрепленную с ней крышку 1 из закрытого положения до упора открытого положения 8.

При достижении определенной величины нагрузки на электромеханизм 6 срабатывает его муфта ограничения момента, содержащая пружинное устройство и выключатели. Происходит нажатие на выключатель открытого положения, и электромеханизм 6 отключается.

Независимо от положения шасси, при включении электромеханизма 6 на закрытие крышки 1 он поворачивает ось 4 с крышкой 1 из открытого положения в закрытое до упора 7. При этом резиновая окантовка 2 крышки 1 несколько деформируется, обеспечив беззазорное прилегание к обтекателю блока оптико-механического устройства без жесткого упора, а электромеханизм 6 отключается, аналогично тому, как при постановке на упор 8, но от воздействия на выключатель закрытого положения.

Таким образом, предлагаемая полезная модель позволяет повысить надежность и снизить вес устройства.

Механизм защиты оптико-механического устройства летательного аппарата, содержащий поворотную защитную крышку, кронштейн, закрепленный на корпусе летательного аппарата, ось, установленную в кронштейне, упор открытого положения крышки, реверсивный электродвигатель, редуктор, концевые выключатели с воздействующими на них подпружиненными элементами, отличающийся тем, что защитная крышка снабжена резиновой окантовкой по контуру контакта с обтекателем блока оптико-механического устройства и жестко закреплена на оси, на кронштейне установлен упор закрытого положения, а реверсивный электродвигатель, редуктор, концевые выключатели с воздействующими на них подпружиненными элементами смонтированы в электромеханизме с ограниченным углом поворота, закрепленном на кронштейне, при этом выходной вал электромеханизма жестко состыкован с осью.



 

Наверх