Датчик угловой скорости вращения вала

 

Союз Советскна

Соцналистическнк рес убпик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕПЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву М 607144 (22) Заявлено08. 09. 80 (21) 2978619/18-10 (51)М. Кл. о с присоединением заявки,%

G 01 Р 3/48

ГесудлрстаелкыИ кемитет

CCC1 ав делан кзебретеклЯ и атерыткй (23) ПриоритетОпубликовано 30.01.83. Бюллетень М 4 (53) УДКЯ1.767 (088.8 ) Дата опубликования описании 30.01.83

А. Т. Артамонов, Н. П. Волков„." Л,. М, Карамзин:, М; Ф.Киселев, С. Т. Мартирос и - и С".Ъ-" .Фафрнов

6:.>, Московский институт электронного маш (72) Авторы изобретения (7I ) Заявитель (54) ДАТЧИК УГЛОВОЙ СКОРОСТИ ВРАЩЕНИЯ ВАЛА

Изобретение относится к автоматике и измерительной технике и может быть использовано для определения скорости вращения валов механизмов. и машин.

По основному авт.св. к. 607144 известен датчик угловой скорости вращения вала, содержащий зубчатый электропроводный диск и катушку индуктивности, включенную в измерительную схему. С целью повышения глубины модуляции выходного сигнала пазы электропроводного диска заполнены замкнутым по окружности ферромагнетиком (1 g.

Недостаток этого датчика заключается в низкой помехоустоичивости .к промышленным помехам и импульсным электромагнитным полям, что затрудняет его использование в ряде меха- zo низмов и машин. Высокая чувствительность этого датчика к помехам вызвана тем, что при era работе величина индуктивности статора изменяется в

2 некоторых пределах, не меняя своего знака, причем индуктивность всегда остается большей нуля, поэтому при воздействии на катушку статора и проводники, соединяющие ее со схемой автогенератора, внешних электромагнитных полей происходит изменение условий возбуждения генератора (баланса фаз и баланса амплитуд ), последнее приводит к паразитной амплитудной и частотной модуляции выход" ного сигнала. Наложение паразитной модуляции на модуляцию, обусловленную вращением ротора, снижает точность измерения угловой скорости и приводит к появлению сбоев в показаниях регистрирующего прибора, подключенного к выходу датчика.

Цель изобретения — повышение помехоустойчивости датчика угловой скорости вращения вала.

Поставленная цель достигается тем, что в датчик угловой скорости враще ния вала введена вторая катушка ин9931

3 дуктивности, причем первая и вторая катушки индуктивности выполнены зубцеобразными с шагом, равным шагу зубцов ротора, и сдвинуты одна относительно другой на половину их зубцового деления, при этом обе катушки индуктивности соединены со схемой автогенератора.

На фиг. 1 изображена конструкция датЧика угловой скорости вращения ва- 1р ла; на фиг. 2 - схема выполнения катушек индуктивности статора; на фиг.3временные диаграммы сигналов датчика при непрерывном вращении ротора.

Датчик угловой скорости вращения вала (фиг.1) содержит входной вал 1, отцентрированный во вращающихся опорах 2, установленных в разъемном корпусе 3. На валу 1 жестко закреплен ротор 4, выполненный из диамагнитно го материала (например алюминиевый сплав Д-16 ) с радиальными прорезями, заполненными замкнутым по окружности ферромагнетиком. В корпусе 3 закреплен статор 5 с первой 6 и второй

7 катушками индуктивности (фиг.2 ).

Статор представляет собой диск из диэлектрика с радиальными прорезями, равномерно расположенными по окружности ° в которые уложены первая 3О

6 и вторая 7 катушки индуктивности, имеющие угловой шаг Т, равный шагу зубцов ротора 4. При этом катушки индуктивности смещены одна относительной другой по углу на половину их зубцового деления. Собственная электромагнитная связь М между первой и второй катушками индуктивности (при удаленном роторе ) равна нулю вследствие того, что ЭДС, наводимые в каж- дом участке одной катушки со стороны симметрично расположенных участков второй катушки, равны по величине и противоположны по знаку.

Датчик работает следующим образом.

При вращении ротора его зубцы последовательно перекрывают полюса первой и второй катушек индуктивности статора, при этом изменяется эффективная площадь экранирования катушек и, следовательно, коэффициент их электромагнитной связи M Ilo синусоидальному закону (фиг.3). Величина М изменяется от максимального положительного значения (через нуль ) до максимального отрицательного значения.

Прохождение зубцов ротора над полюсами катушек приводит к срыву

25 ф колебаний автогенератора (нарушается не только условие баланса амплитуд

t но и условие баланса фаз), поскольку коэффициент электромагнитной связи катушек принимает отрицательное значение. При перекрытии полюсов катушек участками. пазов ротора, заполненными ферромагнетиком, M становится положительным и автогенератор возбуждается -(соблюдается условие баланса амплитуд и баланса фаз ). Таким образом, на выходе автогенератора образуется напряжение U, представляющее собой пачки высокочастотных колебаний (фиг.3).

Использование в датчике двух катушек индуктивности со знакопеременным коэффициентом электромагнитной связи М в функции угла поворота ротора обеспечивает нечувствительность датчика к импульсным электромагнитным помехам и повышает стабильность моментов возбуждения и срыва колебаний автогенератора, так как изменение режима работы последнего (генерация или пауза ) происходит в момент изменения знака связи катушек (при переходе M через нуль ). Изменение знака электромагнитной связи может произойти либо при повороте ротора либо при изменении направления тока лишь в одной из катушек. При воздействии электромагнитных помех направление наведенного тока одинаково в обеих близкарасположенных катушках, равномерно распределенных на статоре. Следовательно, электромагнитная связь между катушками не меняет знака под действием помех и не изменяются условия возбуждения или срыва колебаний автогенератора.

При положениях ротора, соответствующих положительной полуволне электромагнитной связи M катушек, генератор находится в режиме возбуждения вне зависимости от величины и формы наводки, а при положениях ротора, соответствующих отрицательной полуволне, генератор жестко заперт и датчик нечувствителен к внешним электромагнитным воздействиям, что исключает появление ложных сигналов на выходе датчика.

Стабильность моментов возбуждения и срыва колебаний повышается за счет установления максимальной степени связи активного. элемента автогенератора с катушками индуктивности. В известном датчике это сде9931

5 лать невозможно иэ-эа того, что индуктивность катушки не меняет знака и при превышении некоторой величины степени связи активного элемента с катушкой срыв колебаний прекра- -щается и датчик становится неработоспособным.

Пачки высокочастотных колебаний с выхода автогенератора подаются на амплитудный детектор, на выходе ко10 торого образуются прямоугольные импульсы ОВ„„,(фиг.3), поступающие на регистрирующий прибор. Поскольку частота возбуждений и срывов колебаний автогенератора пропорциональна угловой скорости ротора, показания регистрирующего прибора соответствуют измеряемой угловой скорости вращения.

Выходным сигналом датчика явля- 20 ются прямоугольные импульсы с большой крутизной фронтов, благодаря чему повышается точность измерения малых угловых скоростей в присутствии интенсивных помех.

При использовании в качестве регистрирующего прибора электронносчетного частотомера оказывается воз.можным получить индикацию на цифровом табло непосредственно в единицах M .скорости вращения (об/мин ). Для этого ротор датчика выполняется с числом прорезей равным 60, а время счета частотомера устанавливается равным 1 с, Нижний предел диапазона измеряемых,, у скоростей при этом равен 1 об/мин, а верхний предел достигает 30 тыс.об/

/мин. и ограничивается механической прочностью конструктивных элементов.

Наличие второй дополнительной об- ip мотки статора, смещенной относительно первой на половину их зубцового

25 6 деления, позволяет точно Фиксировать моменты возбуждения и срыва колебаний автогенератора независимо от внешних возмущающих факторов. Это дает воэможность повысить помехоустойчивость и точность датчика при его эксплуатации в условиях интенсивных электромагнитных помех(в составе элек тродугового сварочного оборудования, установок высокочастотного нагрева, в электромагнитной дефектоскопической аппаратуре).

Предлагаемый датчик выгодно отличается от известного возможностью упрощения измерительной схемы и увеличения длины соединительных. кабелей, что устраняет необходимость разработки ряда датчиков, имеющих близкие диапазоны измеряемых скоростей вращения.

Формула изобретения

Датчик угловой скорости вращения вала по авт.св. и 607144, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения помехоустойчивости, в него введена вторая катушка индуктивности, причем первая и вторая катушки индуктивности выполнены зубцеобразными с шагом, равным шагу зубцов ротора, и сдвинуты .одна относительно другой на половину их эубцового деления, при этом обе катушки индуктивности соединены со схемой автогенератора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

M 607144, кл. 6 01 Р 3/48, 1978.

9931Ж

Составитель И.Иочарская

Редактор А. -Лежнина Техредй. Кастелееич Корректор В. Прохненко

Заказ Мб/59 Тираж 871 Подписное

8НИИПИ Государственного комитета СССР . по делаи изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная,

Датчик угловой скорости вращения вала Датчик угловой скорости вращения вала Датчик угловой скорости вращения вала Датчик угловой скорости вращения вала Датчик угловой скорости вращения вала 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам, измеряющим частоту вращения различных деталей и узлов и может быть использовано, в частности, в антиблокировочной системе тормозов автомобиля для измерения скорости вращения его колес и в микропроцессорной системе управления двигателем автомобиля для определения положения коленчатого вала и формирования угловых импульсов

Изобретение относится к измерительной технике, системе автоматики и может быть использовано для измерения частоты вращения вала привода, измерения расхода турбинными расходомерами, крутящего момента вращающегося вала и т.д

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для измерения скорости вращения различного рода валов и механизмов

Изобретение относится к области измерительной техники

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано, например, в системах электронного управления режимами работы двигателя автомобиля

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения скорости вращения, в том числе измерения скорости вращения привода спидометра коробки передач автомобиля, для измерения скорости его движения, а также может быть использовано с различными информационными системами, в частности с маршрутными компьютерами

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к электронным устройствам управления
Наверх