Устройство для сверления отверстий
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
„,>992132 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 18.09.81 (21) 3342661/25-08 (51) М Кл з
B 23 В 41/00 с присоединением заявки №вЂ”
Гееуддретвевнм» кемитет (23) Приоритет—
СССР (53) УДК 621.952..5 (088.8) Опубликовано 30.01.83. Бюллетень №4
Дата опубликования описания 05.02.83 вв делам лэебретекий и еткрмтий (72) Автор изобретения
Ю. М. Новичков и (71) заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СВЕРЛЕНИЯ ОТВЕРСТИЙ
Изобретение относится к машиностроительной и авиационной промышленности, в частности к механизации сверлильно-зенковальных работ.
Известно устройство для сверления отверстий с механизмом перемещения сверлильной головки, включающим трехзвенный ломающийся хобот, состоящий из связанных между собой звеньев, и размещенную на хоботе с возможностью установочного поворота вокруг двух взаимно перпендикулярных осей сверлильную головку, связанную с механизмом ее отклонения от привода ручной подачи (11.
Недостатком известного устройства являются его ограниченные технологические возможности в связи с тем, что устройство нельзя использовать при сверлении отверстий, расположенных в произвольно ориентированных плоскостях, а также отсутствие его статического уравновешивания.
Цель изобретения — расширение технологических возможностей устройства и обеспечение его статического уравновешивания.
Эта цель достигается тем, что устройство снабжено грузами, установленными на звеньях хобота, и связывающими последние параллельными тягами, а механизм отключения головки от привода ручной подачи выполнен в виде системы рычагов и зубчатой пары, шестерня которой шарнирно связана с рукояткой привода и указанными рычагами, а зубчатое колесо, выполненное в виде сектора, закреплено на среднем звене хобота.
На фиг. представлено устройство для сверления, общий вид; на фиг. 2 — кинематическая схема хоботной части устройства; на фиг. 3 — вид А на фиг. !; на фиг. 4— сверлильное устройство в стапеле, общий вид.
Устройство для сверления содержит трехзвенный ломающийся хобот, состоящий из корневого звена 1, среднего ломающегося вокруг оси О,— О на угол - х звена 2 и концевого звена 3, имеющих оси вращения
02 — Оа, Оз — Оз; 04 — 04 и связанных между собой параллельными тягами 4 — 6 винт 7 и пластинку 8, ограничивающие сектор мертвого положения +.ñ(,корневого звена 1, защелку 9 и упорный штифт !0 (фиг. 3), ограничивающие сектор мертвого положения +о(2 среднего звена 2, грузы 11 и 12, 992132 установленные в качестве противовесов соответственно на корневое и среднее звенья хобота.
Механизм привода ручной подачи в свою очередь включает в себя рукоятку 13, шарнирно связанную с шестерней 14, находящейся в зацеплении с сектором зубчатого колеса 15, установленным на оси Π— О и неподвижно закрепленным к среднему звену в осевом направлении с помощью рычагов
16 и 17, и стержня 18, перемещаясь вдоль своей оси, может выходить из зацеплЕния с сектором зубчатого колеса 15.
Устройство работает следующим образом.
Каретку устройства перемещают в зону обработки по рельсовому пути вдоль стапеля, охватывая всю площадь обрабатываемой поверхности, при этом никаких изменений конструкция стапеля, за исключением незначительного увеличения ширины проема
20 между обрабатываемой поверхностью и стапельным настилом, не претерпевает.
Сверление осуществляют по ведущим отверстиям или разметке порядно вдоль образующей обрабатываемой поверхности, т. е. вдоль оси стрингера или пояса лонжерона, с настройкой перпендикулярности на каждый ряд. Это вытекает из принципа вы25 равнивания устроиства, т. е. головка, совершая объемно параллельное движение в про- 30 странстве, один раз настроенная перпендикулярно в какой-либо точке к поверхности одинарной кривизны, сохраняет перпендикулярность при своем движении вдоль образующей поверхности, проходя через эту точку.
Выравнивание производят за счет угловых перемещений вокруг перпендикулярно скрещивающихся осей 05 — 05 и 06 — О,механизма выравнивания, подвешенного к концевому звену 3 хобота.
Объемно параллельное движение концевого звена 3 обеспечивается кинематикой хоботной части устройства.
Угловые перемещения звеньев хобота в заштрихованных секторах (фиг. 2) с цент- 45 ральными углами +-P,p ф" ограничены конструктивно, а в секторах + d> и +d neремещения ограничены ввиду того, что эти сектора являются угловыми окрестностями мертвых положений соответственно корневого и среднего звеньев хобота, когда оси 50 звена 1 и тяги 4 и соответственно звена 2 и тяги 6 проектируются на плоскость ХОУ в одну линию.
Для того, чтобы перевести корневое 1 и среднее 3 звенья хобота из нижнего положения в верхнее, необходимо каждому из йих пройти свой нерабочий мертвый сектор.
С этой целью для прохождения корневого звена 1 вывинчивают винт 7, чтобы хобота.
При этом шестерня 14, подпружиненнная. 10 обойти упорную пластинку 8, а для прохождения среднего звена 2 нажимают на защелку 9, чтобы обойти упорный штифт 10
После окончания перевода винт 7 вновь ввинчивают, а защелку 9 отпускают. При прохождении мертвого положения необходимо сохранять параллелограммную взаимосвязь звеньев 1 — 3 и соответствующих им тяг 4 — 6.
Функциями механизма ручного привода подачи являются обеспечение при сверлении необходимого выигрыша в силе, а также разрыв кинематической связи между рукояткой 13 и средним ломающимся звеном 2 хобота, т. е. отключение головки от привода ручной подачи, которое осуществляют в случае обхода стапельного рубильника или перевода рукоятки 13 в удобное для рабочего положения вследствие изменения расстояния до обрабатываемой поверхности.
С этой целью нажимают на рычаг 16, который передает угловое перемещение рычагу 17, последний давит на стержень 18 и, отталкиваясь от него, заставляет подпружиненную шестерню 14, связанную с рукояткой 13, переместиться вдоль своей оси и выйти из зацепления с сектором зубчатого колеса 15, связанного с средним звеном 2 хобота.
Грузы 11 и 12 статически уравновешивают конструкцию устройства относительно осей соответственно 04 — 04 и Π— 02, снимая усилия с рук рабочего от веса конструкции, не зависимо от расположения ее в пространстве.
При выемке готового узла из стапеля каретка откатывается на консольную часть рельсового пути.
Сверление и зенкование отверстий разных диаметров обеспечивается за счет использования крепящихся к корпусу сверлильной головки с помощью хомутового зажима сменных насадок с заранее настроенным на глубину обработки комбинированным режущим инструментом сверло-зенкер, насадка служит также для редуцирования числа оборотов инструмента до требуемой величины.
Применение предлагаемого устройства позволяет расширить технологические возможности и обеспечить статическое уравновешивание конструкции.
Формула изобретения
Устройство для сверления отверстий с механизмом перемещения сверлильной головки, включающим трехзвенный ломающийся хобот, состоящий из связанных между собой звеньев, и размещенную на хоботе с возможностью установочного поворота вокруг двух взаимно перпендикулярных осей, сверлильную головку, связанную с механиз992132 мом ее отключения от привода ручной подачи, отличающееся тем, что, с целью расширения технологических возможностей устройства и обеспечения его статического уравновешивания, устройство снабжено грузами, установленными на звеньях хобота, и связывающими последние параллельными тягами, а механизм отключения головки от привода ручной подачи выполнен в виде системы рычагов и зубчатой пары, шестерня которой шарнирно связана с рукояткой привода и указанными рычагами, а зубчатое колесо, выполненное в виде сектора, закреплено на среднем звене хобота.
5 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе !. Авторское свидетельство СССР № 876324, кл. В 23 В 41/00, 1980.
992132
Редактор A. Мотыль
Заказ 196/9
Составитель Г. Сиротовская
Техред И. Верес Корректор Л. Бокшан
Тираж 1104 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий ! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4





