Устройство для защиты электродвигателя от перегрева
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Соцкалнстнческих
Республик (61) Дополнительное к авт. свкд-ву(22) Заявлено 010780 (21) 2949700/24-07 (5 1 } М. Кд. з
H 02 Н 7/085 с присоединением заявки №вЂ”
Государственный комитет
СССР ио делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 150188. Бюллетень ¹ 2 (53} УДК б21. 31б .
925 (088 8) Дата опубликования описания15.01.83
В.А. Дьяков и С.А. Демушки (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ
ОТ ПЕРЕГРЕВА
Изобретение относится к электротехнике, в частности к защите электродвигателей постоянного тока следящих систем с якорной обмоткой на роторе.
Известно устройство для тепловой защиты электрической машины P1).
Однако это устройство не позволяет получить точную информацию о температуре на якорной обмотке электродви-. гателя.
Наиболее близким по техническому решению к предложенному является устройство для защиты электродвигателя от перегрева, в котором измеряется температура лобовых частей фаз обмоток двигателя, преобразуется в электрический сигнал, сравнивается с эталонной величиной и формируется управляющий сигнал в случае превышения полученного сигнала эталонной величины, причем .измерение температуры производится в стыках лобовых частей одной фазы обмотки электродвигателя с двумя другими (21.
Однако известное устройство обладает недостаточными функциональными возможностяж, Пель изобретения — расширение функциональных возможностей устрой- ЗО ства путем обеспечения тепловой защиты двигателя с обмоткой на роторе.
Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для защиты электродвигателя от перегрева на роторе электродвигателя установлен блок стабилизации напряжения, вход которо- . го электрически соединен с пластинами коллектора. двигателя, а выход— с последовательно соединенными между собой терморезистором и введенным светоизлучателем, напротив которого на статоре укреплен введенный фотоприемник, выход которого, в свою очередь, co+ единен с блоком уПравлення двигателем включающим в себя ограничитель регулируемой величины, один вход которого соединен с выходом блока сравнения, а другой вход соединен.с задатчиком регулируемой величины, а выход соединен с регулятором тока, выход которого соединен с обмоткой электродвигателя.
На фиг. 1 представлена схема устройствами на фиг. 2 показано размещение элементов устройства.
При помощи отводов 1-3 коллекторные пластины 4 соединены с блоком
989657 стабилизации 5, к выходу которого подключены терморезистор 6 и светоизлучатель 7.
Блок стабилизации 5,терморезистор б„ светоизлучатель 7 закреплены на роторе, причем терморезистор б расположен на обмотке 8 ротора 9, а све тоизлучатель 7 — на валу 10 ротора 9
На статоре 11 напротив светоизлучателя 7 расположен фотоприемник 12, электрически соединенный с блоком сравнения 13, выход которого соединен с блоком 14 управления двигателем. В состав блока 14 входят задатчик 15 регулируемой величины, ограничитель 16 регулируемой величины и регулятор тока 17. Выход блока 14 .соединяется с электродвигателем.
Устройство работает следующим образом.
При вращении ротора 9 двигател напряжение с коллекторных пластин 4 через отводы 1-3 поступает на блок стабилизации 5, на выходе которого обеспечивается постоянное напряжение. В зависимости от темп ратуры обмотки 8 ротора 9 меняется сопротив ление терморезиетора б, тем самым ме няется ток, протекающий через светоизлучатель 7, а следовательно, меняется и световой поток, излучаемый светоизлучателем 7. Световой поток попадает на фотоприемник 12, преобразующий его в электрический сигнал, сравнивающийся в блоке 13 с напряжением уставки. Сигнал с блока 13 сравнения пропорционален разности действ.:тельной температуры обмотки
8 ротора 9 и допустимой температуры обмотки 8 ротора 9 (уставки). В зависимости от этой разности устройст во 14 управления двигателем ограничи вает ток в обмотке 8 ротора 9 таким образом, что температура обмотки 8 не превышает допустимой температуры.
Сигнал с блока 13 сравнения подается на ограничитель 16 регулируемой величины, который ограничивает сигнал с задатчика 15 регулируемой величины на входе регулятора 17 тока таким образом, чтобы ток, в электро.-двигателе не превышал номинальной
5 величины .
Предложенное устройство позволяет осуществить тепловую защиту электродвигателя с якорной обмоткой на роторе.
10 Формула изобретения
Устройство для защиты электродвигателя от перегрева, содержащее термодатчик, расположенный на обмотке двигателя и электрически связанный
f5 с блоком управления двигателя, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения ункциональных возможностей путем обеспечения тепловой защиты двигателя с обмоткой на роторе, на последнем дополнительно установлен блок стабилизации напряжения, вход которого электрически соединен с пластинами коллектора двигателя, а выход — с последовательно соединенными между собой терморезистором и введенным светоизлучателем, напротив которого на статоре укреплен введенный фотоприемник, выход которого, в свою очередь, соединен с блоком управления двигателем, включающим в себя ограничитель регулируемой величины, один вход которого соединен с выходом блока сравнения, другой вход соединен с задатчиком регулируемой величины, а выход соединен с
З5 регулятором тока, выход которого соединен с обмоткой электродвигателя.
Источники информации, — 40 принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 600654, кл. Н 02 Н 5/04, 1975.
2. Авторское свидетельство СССР
45 Р 357644, кл. Н 02 Н 5/04, 1971. цечой
Корректор A. Ференц
Подписное
Эаказ 11142/73 Тираж 615
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам. изобретений и открытий .
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Составитель С. Курбангалиева
Редактор Л. Веселовская Техред A,Áàáèíåö


