Тепловая модель электродвигателя
(Ä)955332
Оп ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 21.05.80 (21) 2928019/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.з
Н 02 Н 7/085
Гоеударствевный комитет (53) УДК 621.313..713 (088.8) Опубликовано 30.08.82. Бюллетень № 32
Дата опубликования описания 05.09.82 пв делам лэовретений и открытий (72) Автор изобретения
А. М. Литвиненко
13 a: Рй -"
7f Ц(и 1« ° r ; (! ьйБ,r:, Воронежский политехнический институт (71) Заявитель (54) ТЕПЛОВАЯ МОДЕЛЬ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ
Изобретение относится к электроприводам, в частности к системам, использующим тепловое токоограничение или иную термоком пе нса ци ю.
Известна физическая модель электродвигателя, представляющая собой дополнительную секцию якоря с участком уменьшенного сечения, расположенную, в междуполюсном пространстве (1).
Однако известное устройство сложно в изготовлении, так как связано со специальными конструктивными мероприятиями по размещению дополнительной секции в межполюсном пространстве.
Наиболее близкой к предлагаемой является тепловая модель электродвигателя, содержащая датчик температуры и намотанную на каркас обмотку, введенную в качестве добавочного сопротивления в цепь нагрузки электродвигателя. Эта обмотка размещается в корпусе электродвигателя в выходящем из машины потоке охлаждающего воздуха (2).
Недостатком данного устройства является то, что оно может осуществлять лишь сезонную температурную компенсацию и не может быть рекомендовано для компенсации в течение рабочего цикла, поскольку теплопроводность воздуха, выбранного в качестве промежуточного теплоносителя, на несколько порядков ниже теплопроводности меди обмотки и термосопротивления. Кроме того, температура воздуха является интегральной и не несет информации о теплораспределении отдельно в меди и стали якоря, что усложняет тепловой расчет устройства, снижает надежность и точность температурной компенсации.
Цель изобретения — повышение точности моделирования.
Поставленная цель достигается тем, что обмотка выполнена в виде двух цилиндрических секций, размещенных на каркасах
15 с общим осевым каналом, внутри одного из каркасов размещена ферромагнитная втулка, а датчик температуры помещен в общий осевой канал каркасов с возможностью фиксированного перемещения.
На чертеже показана предлагаемая тепловая модель электродвигателя, продольный разрез.
Тепловая модель электродвигателя состоит из двух теплоизоляционных торцовых крышек-кожухов 1, двух цилиндрических
955332
3 каркасов 2 и 3, причем каркас 3 больше каркаса 2 по диаметру, но имеет одинаковую с ним толщину, ферромагнитной втулки 4, вставленной в каркас 3, датчика 5, помещенного в общий осевой канал 6, катушки 7, надетой на каркас 3 с ферромагнитной втулкой, катушки 8, надетой на каркас 2, и теплоизоляционного кожуха 9. Датчик 5 вставлен в канал 6 с минимальным зазором, что обеспечивает его фиксацию. Катушки 7 и 8 подключены к датчику тока нагрузки— трансформатору тока, установленному в цепи обмотки статора электродвигателя переменного тока, или в цепь питания тиристорного преобразователя двигателя постоянного тока.
Модель работает следующим образом.
Включение катушек в цепь трансформатора тока приводит к их нагреву вследствие потерь. При этом если у катушки 8 имеются только потери в меди, то у катушки 7,. кроме того, имеются и потери в стали (на гистерезис и вихревые токи), суммирующиеся с потерями в меди катушки 7. Оба вида этих потерь наряду с потерями в катушке 8 своим действием повышают температуру в осевом канале 6. Это повышение воспринимается датчиком 5 и передается в измерительную цепь и далее на регулятор. Известно, что температура электродвигателя любого типа является результатом действия как потерь в меди, так и потерь в стали, причем постоянные времени нагрева стали и меди машины различаются в 8 — 10 раз. Такой нестационарный процесс нагрева и моделирует предлагаемое устройство. В частности, катушка 8 без ферромагнитного сердечника моделирует потери в меди, а катушка 7 с сердечником моделирует потери в стали. Таким образом, сигнал с датчика температуры несет информацию как о температуре меди, так и о температуре стали машины. Далее сигнал поступает на вход регулирующего органа — блока токоограничения, узла задания или на какие-либо иные устройства, которые предназначены для дальнейшего преобразования сигнала. При этом при равенстве потерь в меди катушки 8 и в меди и стали катушки 7, т.е. при одном уровне перегрева, при условии равенства теплоотдачи, имеется возможность регулировать характер временной зависимости выходного сигнала. В частности, путем фиксированного перемещения датчика 5 по каналу 6 достигается тепловой контакт датчика или с катушкой 8, или с сердечником 4, или и с катушкой и с сердечником одновременно. Постоянная нагрева в случае контакта с катушкой 8 будет меньше, чем в случае контакта с сердечником, поскольку время прогрева изменится. Это изменение связано с различными тепловыми сопротивлениями системы катушка 8 — канал 6 — датчик 5, с одной стороны, и системы катушка 7 — сердечник 4— канал 6 — датчик 5, с другой. Дополнительными измеряемыми факторами, влияющими на параметры модели, являются качество шихтовки, толщина теплоизолированных кожухов и степень закрытия катушек теплоизолированными кожухами.
15
К преимуществам предлагаемого изобретения относятся простота реализации и надежность в работе. Введение датчика, помещенного в осевой канал с возможностью фиксации, позволяет регулировать постоянные времени нагрева, что увеличивает точность моделирования. В конечном итоге это улучшает характеристики электропривода, повышает качество продукции.
Формула изобретения
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 379952, кл. Н 02 Н 7/085, 1972.
45 2. Ключев В. И. Ограничение динамических нагрузок электропривода. М., «Энергия», 1971, с. 160 — 161.
Тепловая модель электродвигателя, содержащая датчик температуры и намотанЗо ную на каркас обмотку, введенную в качестве добавочного сопротивления в цепь нагрузки электродвигателя, отликающаяся тем что, с целью повышения точности моделирования, упомянутая обмотка выполнена в виде двух цилиндрических секций, размещенных на каркасах с общим осевым каналом, внутри одного из каркасов размещена ферромагнитная втулка, а датчик температуры помещен в общий осевой канал каркасов с возможностью фиксированного перемеще40 ни я.
955332
Составитель А. Воинов
Редактор Л. Горбунова Техред А. Бойкас Корректор Г. Решетник
Заказ 6461/67 Тираж 669 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и о1крытий
113036, Москва, Ж вЂ” 36, Раушская наб., д. 4/6
Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4


