Гидравлический амортизатор
ОЛ ИКАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (ii>977863
Союз . Советских
Социалистических
Ресаубл (63 ) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 18.02.81 (21) 3248089/25-28 с присоединением заявки № (23) Приоритет . Опубликоваио30.11.82. Бюллетень № 44
Дата опубликования описания 30.11..82 (51) М. Кл .
F 16Р 9/48
3Ьоударстванный коиитет
СССР ао делам изобретений н открытий (53) УДК621 567, .2(088,8) В, Ф. Ажмегов, В. О. Гокк, Ю. Л. Ковалев и:В. В.
Ф
4 с
В
Курганский машиностроительный институт (72) Авторы изобретения
Харин.(7l) Заявитель (54) ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ АМОРТИЗАТОР
Изобретение относится к мншинострое нйю, а именно к устройствам для гашения колебаний, и может быть использовано, например, в сиденьях транспортных средств.
Известен гидравлический демпфер, . содержаший цилиндр, поршень, шток, дросселируюшие отверстия, сопротивление демпфера перемещению его штока зависит от положения демпфнрующего объекта < 11.
Но такое устройство в подвеске сиденья применять нельзя, так как гидравлический демпфер работает только в одну сторону перемешения штока, а при больших ходах штока демпфер резко уменьшает сопротивление его перемешению, что является противоположным требованию увеличения сопротивления амортизатора при возрастании хода подвески сиденья.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является гидравлический амортизатор, содержаший цилиндр, установленный в нем поршень со. 2 штоком с клапанами и дроссельным от верстием, и дроссельную иглу, проходяшую через дроссельное отверстие 12), В данном амортизаторе дроссельная игла закреплена в цилиндре, а это при увеличении нагрузки может привести к резкому увеличению сопротивления амортизатора и неэффективной амортизации, что является недостатком указанного амортизатора.
t0
Бель изобретения - повышение эффективности амортизации.
Указанная цель достигается за счет того, что в гидравли еском амортизаторе» содержашем цилиндр, установленный в нем поршень со штоком с клапанами и дроссельным отверстием и дроссельную иглу, проходящую через дроосельное отверстие, поршень выполнен с дополнительным дроссельным отверс20 тием, а амортизатор снабжен дополнительной дроссельной иглой, проходяшей через это отверстие, двумя расположен1 ными по обе стороны от основного порш
7863 4
1О
15 го зо
35 о
3 97 ня и соединенными друг с Qp ÃÎì при помощи дроссельных игл регулирующими поршнями с клапанами и размещенными между поршнями коническими пружинами, обращенными пружинами в сторону основного поршня.
На чертеже изображен предлагаемый гидравлический амортизатор, продольный разрез.
Гидравлический амортизатор содержит цилиндр 1, установленный в нем основной поршень 2 со штоком 3i В основном поршне 2 находятся клапаны рагрузки хода сжатия 4 и хода отбоя 5, основное и дополнительное дроссельные отверстия 6 и 7. В основной,.поршень 2 с двух сторон упираются вершинами конические пружины 8. Основания пружин 8 находятся на регулирующих поршнях 9 и 10, которые соединены между собой основной и дополнительной дроссельными иглами 11 и 12. Гибкая трубка 13 связана с компенсационной полостью 14, а через клапан 15 в регулирующем поршне
9 — с наппоршневой полостью. Гибкая труба 16 соединяет подпоршневую полость через клапан 17 в регулирующем поршне
10 с компенсационной полостью 14, Клапан 15 с помощью резинового кольца
18 установлен с натягом на штоке 3.
Регулирующие поршни 9 и 10 содержат дроссельные отверстия 19 и 20. Дроссельные иглы 11 и 12. проходят через дроссельные отверстия 6 и 7 в поршне
2. цилиндр 1 расположен в корпусе 21.
Гидравлический амортизатор работает следующим образом.
При колебаниях подвески сиденья (не показана) связанный с ней шток 3 с основным поршнем 2 перемещаются в цилиндре 1. Дроссельные иглы 11 и 12, которые могут быть коническими, гиперболическими и т.д., изменяют проходные сечения дроссельных отверстий 6 и 7. Для указанной конструкции амортизатора это означает, что при повышении уровня перемещения штока 3 с основным поршнем 2 усилие на штоке 3 также повышается. При ходе поршня 2 вверх жидкость из надпоршневой полости A через дроссельные отверстия 6 и 7,перетекает в подпоршневую полость
Б, при этом недостающий объем жидкости поступает в полость Б из компенсационной полости 14 по гибкой трубке
16 через клапан 17. При ходе основного поршня 2 вниз жидкость иэ полости Б перетекает через дроссельные отверстия 6 и.7 в полость А. При этом вместе со штоком 3 опускается на резиновом кольце 18 клапан 15. Через клапан
15 и гибкую трубку 13 излишний объем жидкости из полости А сливается в компенсационную полость 14, От опасных усилий при резких толчках амортизатор предохраняется клапанами 4 и 5.
Разный вес водителей (пассажиров) ведет к разному статическому ходу д |-T. подвески сиденья. При этом поршень 2 в зависимости от веса человека устанавливается относительно цилиндра 1 при отсутствии колебаний (т.е. в статике. на разной высоте. Если регулирующие поршни 9 и 10 расположены несимметрично относительно поршня 2, то это приводит к тому, что одна из пружин
8 сжата. Сжатая пружина, распрямляясь, медленно перемещает регулирующие поршни 9 и 10 с дроссельными иглами
ll и 12 в положение, указанное на чертеже, при этом обмен жидкостью в полостях В и Г происходит черз полости А и,Б и дроссельные отверстия 19 и 20. Ус тановка дроссельных игл 11 и 12 в указанное положение, соответствующее Cf > происходит также и при колебаниях подвески сиденья, так как колебания подвески практически совершаются около постоянного уровня, соответствующего К ..
Проходные сечения дроссельных отверстий 19 и 20 много меньше дроссельных отверстий 6 и 7, что устраняет колебания регулирующих поршней 9 и 10, дроссельных игл 11 и 12 совместно с поршнем 2, т.е, при работе амортизатора . поршни 9 и 10, иглы 11 и 12 неподвижны относительно цилиндра 1.
Если перемещения подвески сиденья невелики, сопротивление амортизатора должно быть незначительным. Увеличение перемещений требует и увеличения сопротивления амортизатора. В этом случае за счет предлагаемого амортизатора удается получить хорошие виброзащитные средства сиденья. Требуемый вид функции = Q(g) сопротивления амортизатора (иэ условия, например, допустимого уровня ускорений сиденья) можно обеспечить соответствующей формой поверхности дроссельных игл. Испытания предлагаемого амортизатора в под- веске сиденья показали, что он обеспечивает высокие виброзащитные качества подвески. В сравнении с амортизаторами, имеющими постоянный коэффициент сопротивления К= СоиМ, предлагаемый амортизатор позволяет уменьшить перемещения и ускорения сиденья в условиях
9778 изношенных дорог на 30-40%. Автоматическая установка дроссельных игл в положение, соответствующее максимальному проходному сечению дроссельных отверстий основного поршня для данного статического хода подвески, обеспечивает при езде по хорошим дорогам, когда уровень перемещений не велик, и требуется низкое сопротивление амортизатора, высокую комфортабельность сиденья за 1ф счет снижения ускорений.
63 6
\ тивности амортизации, поршень выполнен с дополнительным дроссельным отверстием, а амортизатор снабжен дополнительной дроссельной иглой, проходящей через это отверстие, расположенными по обе стороны от основного поршня и соединенными друг с другом посредством .дроссельных игл регулирующими поршнями с клапанами и размещенными между
;поршнями коническими пружинами, обращенными вершинами в сторону ос,новного поршня.
Формула изобретения
Гидравлический амортизатор, установленный в нем поршень со штоком.с клапанами и дроссельным отверстием и.дроссельную иглу, проходящую через дроосельное отверстие, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения эффек- 26
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе.
1. Авторское свидетельство СССР
¹ 439649, кл. 5166 9/48, 1974.
2. Авторское свидетельство СССР № 314014, кл. F 161 9/19, 1969 (прототип }. !



