Пневматический упругий элемент
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Раслублик
К АВТОУСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61,) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлеио 10.01.80 (21) 2867730/27-11 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет Опубликовано 2310.81, Бюллетень Й9 39 б Дата опубликования описания 23. 10. 81 511М. К . В 60 G 11/26 F 16 F 9/04 F F 9/48 Государственный комитет СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629.113.012.83 (038.8) (72) Авторы изобретения A. Â. Андрейчиков, В. А, Гришин, A. A. Камаев. и В.С. Хаимов Брянский институт транспортного машиностроения и Производственное объединение "Брян машиностроительный завод" (71) Заявители (54 ) ПНЕВфИТИЧЕСКИЙ УПРУГИЙ ЭЛЕМЕНТ Изобретение относится к подрессориванию транспортных машин и может .быть использовано для железнодорож-. ных экипажей. Известна пневматическая рессора, содержащая пневматический баллон, расположенный между верхним и нижним фланцами, полый буфер, являющийся дополнительным резервуаром и соединенный с пневмобаллоном трубопроводом r13. Недостаток указанной пневматической рессоры состоит в том, что при больших амплитудах колебаний в рабо- 15 ту включается полый буфер, связанный трубопроводом с полостью пневматического баллона, при этом демпфирование колебаний резко падает, так как при одновременном сжатии пневма-. Ю тического баллона и буфера дросселироваиие воздуха очень мало или вообще отсутствует. Кроме того увеличивается жесткость пневматической рессоры, что значительно снижает плавность хода транспортного средства. При повреждении, например, прорыве упругой оболочки пневматического баллона, давление в рессоре падает и она теряет свою работоспособность. 30 Известен также пневматический упругий элемент, содержащий основной пневмобаллон, расположенный внутри него дополнительный пневмобаллон и воздухораспределитель, соединенный с указанными пневмобаллонами и дополнительным резервуаром трубопроводами (2). Однако известный пневматический упругий элемент не обеспечивает оптимального демпфирования колебаний в широком диапазоне частот. Цель изобретения — улучшение демпфирования колебаний при различных частотах. Указанная цель достигается тем, что трубопровод, соединяющий дополнительный пневмобаллон с дополнительным резервуаром, выполнен с меньшим сечением, чем трубопровод, соединяющий основной пневмобаллон с дополнительным резервуаром, причем дополнительный пневмобаллон постоянно заполнен воздухом, а верхние фланцы основного и дополнительного пневмобаллонов установлены с,зазором один относительно другого. Кроме того, с целью повышения плавности хода транспортного средства при прорыве основного пневмобал874394 15 лона, дополнительный пневмобаллон посредством дополнительного трубопровода через воздухораспределитель соединен с дополнительным резервуаром. На чертеже показан предлагаемый пневматический упругий элемент в статическом положении. Пневматический упругий элемент содержит основной пневмобаллон 1 с верхним фланцем 2 и нижним фланцем 3, образующие полость A основного пневмобаллона 1, соединенную с полостью дополнительного резервуара 4 через воздухораспределитель 5 трубопроводами 6 и 7, дополнительный пневмобаллон 8, постоянно заполненный воздухом и образующий полость Б, соединенную с воздухораспределителем 5 трубопроводом 9 и дополнительным трубопроводом 10, верхний фланец 11 дополнительно пневмобаллон 8 и трубопровод 12, связывающий gQ воздухораспределитель 5 с воздушной магистралью. Предлагаемый упругий элемент работает следующим образом. Воздух на воздушной магистрали поступает по трубопроводу 12 через воздухораспределитель 5 в пневмобаллоны 1 и 8 и дополнительный резервуар 4. Причем дополнительный пневмобаллон 8 занимает частично полость А основного пневмобаллона 1, и в статическом положении между верхним фланцем 2 основного.пневмобаллона 1 и верхним фланцем 11 дополнительного пневмобаллона 8 устанавливается определенный зазор h, равный 3-5 мм. При высокочастотных колебаниях пневматического упругого элемента ам-плитуды перемещений надрессорного строения малы и не превышают вели- 4О чины h. При этом воздух из полости А основного пневмобаллона 1 дросселируется через трубопроводы 6 и 7 в до.полнительный резервуар 4. Проходное сечение трубопровода 6 выбирается таким, чтобы обеспечить оптимальное демпфирование только высокочастотных колебаний. Например для железнодорожных экипажей оптимальное сечение трубопровода равно 25-30 м. Низкочастотные колебания пневматического упругого элемента, как правило, сопровождаются большими ампли тудами перемещений надрессорного строения и отверстие трубопровода 6 перекрывается верхним фланцем 11 дополнительного пневмобаллона 8 в дальнейшем в работе участвует только воздух, содержащийся в полости Б, который дросселируется в дополни- щ тельный резервуар 4 через трубопровод 9, проходное сечение которого выбрано из условий оптимального демпфирования низкочастотных колебаний, поэтому бно меньше проходного сечения трубопровода 6 и составляет около 8-10 мм. При этом дополнительный трубопровод 10 отключен воздухораспределителем 5 от полости дополнительного резервуара 4 и в работе не участвует. При выходе из строя (прорыве) основного пневмобаллона 1, давление в нем падает. Воздухораспределитель 5 отключает полость A основного пневмобаллона 1 от полости дополнительного резервуара 4 и включает в работу дополнительный трубопровод 10. Таким образом, в аварийном режиме остаются сообщенными только дополнительный пневмобаллон 8 с дополнительным резервуаром 4 через трубопровод 9 и дополнительный трубопровод 10. Плавность хода транспортного средства при этом будет определяться давлением воздуха в пневматической рессоре, соотношением объемов дополнительного пневмобаллона 8 и дополнительного резервуара 4, суммарным проходным сечением дросселей трубопроводов 9 и 10, которые подбираются оптимальными для аварийного режима. Технико-экономический эффект от использования изобретения проявится в увеличении плавности хода транспортных средств, в повышении их скоростей и безопасности движения. Формула изобретения 1. Пневматический упругий элемент, содержащий основной пневмобаллон, расположенный внутри него дополнительный пневмобаллон и воздухораспределитель, соединенный с указанными пневмобаллонами и дополнительным резервуаром трубопроводами, о т л ич а ю шийся тем, что,с целью улучшения демпфирования колебаний при различных частотах, трубопровод, соединяющий дополнительный пневмобаллон с дополнительным резервуаром, выполнен с меньшим сечением, чем трубопровод, соединяющий основной пневмобаллон с дополнительным резервуаром, причем дополнительный пневмобаллон постоянно заполнен воздухом, а верхние фланцы основного и дополнительного пневмобаллонов установлены один относительно другого с зазором. 2. Элемент по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения плавности хода транспортного средства при прорыве основного пневмобаллона, дополнительный пневмобаллон соединен с доголнительным резервуаром посредством дополнительного трубопровода. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР 9 331942, кл. B 60 G 11/26, 1972. 2. Авторское свидетельство СССР по заявке 9 2050726/27-28, кл. В 60 G 11/26,30.08.77 (прототип). 874394 2 И Тираж 735 Подписное ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 Заказ 9151/25 Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4 Составитель В. Сакович Редактор Н. Рогулич Техред С.Мигунова Корректор М. Коста