Механизм управления жалюзи
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ рн965814
Союз Советских
Социалистических
Республик ф
l (61) Дополнительное н авт. свид-ву (22) Заявлено 121179 (21) 2838171/27-11 (1j М g+ 3
В 60 К 11/04 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий
Опубликовано 151082. Бюллетень ¹ 38
t$3) УДК 624.028 (088.8) Дата опубликования описания 151032
64ТЕМЩ. Е н, 1 Ц (72) Автор изобретения
В.M. Шехместер
-" " и 1итЕ д
Всесоюзный конструкторско-экспериментальный институт автобусостроения (71) Заявитель.(54) ИЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЖАЛЮЗИ
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является механизм управления жалюзи преимущест,венно радиатора транспортного средства, содержащий корпус с шарнирно закрепленным в нем рычагом, связанным с фиксирующим устройством, состоящим из стержня, установленного с возмож- . ностью перемещения относительно рычага, основного фиксатора, взаимодействующего с соответствующими гнездами корпуса, и дополнительного фиксатора, выполненного в виде пружины, связанной со стержнем. В данной конструкции стержень смонтирован на рычаге и снабжен основным фиксатором, взаимодействующим с соответствующими гнездами пластины корпуса, а дополнительный фиксатор, выполненный в виде пружины, размещен в верхней части стержня и поджимает его основной фиксатор к укаэанной пластине (13.
Недостатками данного устройства являются малая надежность и долговечИзобретение относится к системе охлаждения двигателей внутреннего сгорания, в частности к механизмам управления жалюзи радиатора транспортного средства. ность, вследствие износа контактирую- . щих поверхностей, поскольку перемычка между пересекающимися кругами гнезд, расстояние между центрами которых меньше их диаметра, мала (больше ее выполнять невозможно, так как это увеличивает ее травмоопасность), а основной фиксатор, контактируя под действием усилия пружины, увеличивает в ходе износа отверстия и стирает при этом перемычку.
Кроме, того, имеет место большое усилие управления, так как при переводе рычага из одного положения в другое затрачивается помимо усилия привода еще усилие на расфиксирование положения рычага. При этом нужно выполнять одновременно две операцииперевод рычага и отжатие фиксатора.
- Цель изобретения - облегчение управления, повышение надежности и долговечности.
Указанная цель достигается тем, что стержень установлен внутри рыча25 га, на конце стержня выполнен скос для взаимодействия с основным фик" сатором, который расположен в проточ- ке, выполненной в рычаге, при этом в последней выполнена выемка для усЗО.тановки в ней упомянутой пружины, име-, 965814 ющей Л -образную, форму, а рычаг снабжен ограничителем перемещения стержня, имеющего паэ под указанный ограничитель.
Иа фиг. 1 показано устройство, общий вид; на фиг. 2 — то же, вид 5 сбоку.
Механизм управления содержит корпус 1 с гнездами 2 и прорезью для установки стержня 3, фиксирующего устройства, снабженного приводной,10 ручкой 4. В отверстиях корпуса установлена ось 5, на которой смонтиро- ван рычаг 6, стержень 3 установлен в рычаге 6 с возможностью его перемещения в вертикальной плоскости. 15
В рычаге выполнена проточка, в которой смонтирован основной фикск- рующий элемент, выполненный, например, в виде шарика 7, входящего в соответствующее.гнездо- корпуса 1. В рычаг ввинчен ограничитель 8 перемещения стержня 3, который выполнен с пазом 9 под указанный ограничитель.
Стержень 3 имеет дополнительный паз
10, в котором помещена пружина 11
A-образной формы, а рычаг имеет ответную выемку под пружину 11.
Механизм управления работает следующим образом.
При подъеме стержня 3 до упора ограничителя 8 в пазу 9 и поворота рычага шарик 7 вйтолкнут из гнезда
2 корпуса 1. После поворота рычага в нужное положение стержень 3 опускается до упора ограничителя 8 в пазу 9 и одновременно фиксируется поло-З жение стержня 3 вхождением пружины 1". в выемку рычага. При этом скос стержня 3 перемещает шарик 7 в другое гнездо 2 корпуса 1 и фиксирует рычаг 6 в определенном положении. 40
Эффективность изобретения заключается в повышении надежности и долговечности, облегчении и улучшении удобства управления.
Повышение надежности обеспечивает- 45 ся тем, что при приложении усилия к рычагу в направлении изменения его положения фиксатор не может быть расфиксирован, поскольку фиксация осуществляется не за счет прижатия фиксатора при помощи пружины, усилие которой может быть преодолено, а эа счет сопротивления фиксирующего шарика срезу.
Повышение долговечности достигается тем, что фиксация положения рычага не сопровождается трением постоянно нагруженных контактирующих поверхностей, следовательно износ их меньше.
Облегчение и улучшение удобства управления. достигается тем, что при переводе рычага иэ одного положения в другое не нужно затрачивать усилие на подъем основного фиксатора, и, кроме того, выполнять эти операции одновременно.
Формула изобретения
Механизм управления жалюзи, преимущественно радиатора транспортного средства, содержащий корпус с шарнирно закрепленным в нем рычагом, связанным с фиксирующим устройством,состоящим иэ стержня, установленного с воэможностью перемещения относительно рычага, основного фиксатора, взаимодействующего с соответствующими гнездами корпуса, и дополнительного фиксатора, выполненного в виде пружины, связанной со стержнем, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения надежности, долговечности и облегчения управления, указанный стержень установлен внутри рычага, на конце стержня выполнен скос для взаимодействия с основныМ фиксатором, который расположен в проточке, выполненной e„ рычаге, при этом в последней выполнена выемка для установки в ней уйомянутой пружины, имеющей Л -образную форму, а рычаг снабжен ограничителем перемещения стержня, имеющего паэ под указанный ограничитель.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 727483, кл. В 60 K 11/04, 1975 прототип).
965814
Составитель И.Антропова
Редактор Н.Горват Техред М.Коштура Корректор A.Ôåðåíö
Заказ 7746/23 Тираж 718 Подписное
ВНИИПИ Государственного, комитета СССР по делам изобретений н открытий
113035, Москва, X"35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4


