Устройство для контроля качества сборки подшипникового узла
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик >943548 (61) Дополнительное к авт. свмд-ву (22) Заявлено 17.01. 80(21) 2870067/25-27 с присоединением заявки Мо (23) Приоритет
Опубликовано 1507.82. Бюллетень Мо 26
Дата опубликования описания 15.07.82 (51) М.йп.З
G 01 М 13/04
Государственный комитет
СССР но делам изобретений и открытий
РМ УДК .658 562. .012.7 (088. 8) (72) Автор изобретения
1 . B. Морозов
Ф (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА СБОРКИ
ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА
Изобретение относится к подшипнйковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля качества сборки подшипниковых узлов .. e
Известно устройство для контроля качества сборки подшипникового узла, содержащее смонтированные на основании призму для установки корпуса испытуемого подшипникового узла, механизмы нагружения и кронштейны с измерительными головками (11.
Однако известное устройство имеет низкую производительность контроля.
Цель изобретения — увеличение производительности контроля качества сборки подшипникового узла.
Поставленная цель достигается за счет того, что в устройстве для ,контроля качества сборки подшипникового узла, содержащем смонтированные на основании призму для установки корпуса испытуемого подшипникового узла, механизмы нагружения и кронштейны с измерительными головками, каждый крон- 25 штейн с измерительной головкой шарнирно закреплен на основании, каждый механизм нагружения выполнен в виде
П"образного коромысла с отверстием в одной из его боковых полок и Встроен- 30 ным в стенки отверстия эксцентриком, а также взаимодействующим с ним, проходящим через это отверстие стержня, и шарнирно связанного с другой боковой полкой П-образного коромысла, несущего на одном конце груз, а на друroM - опорные воздействующие на испытуемый вал ролики, и шарнирно смонтированную на основании защелку, фик- . сирующую рабочее положение стержня.
На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, общий вид спереди; на фиг. 2 — то же, вид сбоку; на фиг.3 шарнир коромысла; на фиг..4 †.Устройство без измерительных головок, общий вид сверху; на фиг. 5 - разрез A-A на фиг. 4; на фиг. 6 - кривые зависи.мости величины радиального биения вала перед нагружением и в период этого нагружения от угла его поворотау на фиг 7 — кривые зависимости величины радиального биения корпуса от угла его поворота относительно неподвижного вала перед нагружением и в период этого нагружения.
Устройство для контроля качества сборки подшипникового узла содержит смонтированные на основании 1 призму
2 для установки корпуса 3 относительно измеряемого узла с подшипниками 4, 943548 кронштейны 5 с измерительными головками 6 и механизмы нагружения н виде
П-образного коромысла 7 с полками 8 и 9. На конце полки 8 размещен эксцентрик 10 с рукояткой 11 с нозможностью контактирования с расположенным вдоль коромысла 7 стержнем 12, один конец которого оснащен грузом 13, а другой — соединен шарниром 14 с полкой 9 коромысла 7.
Над консолью 15 вала 16 испытуемо-10 го подшипникового узла размещена спарка 17 с роликами 18, закрепленная на стержне 12. Коромысло .7 смонтировано на общей оси 19 с воэможностью взаимодействия при нагружении измеряемого узла с размещенными на основании 1 э@щелками 20, служащими опорами соответственно для шарнирного конца стержня 12. Кронштейны 5„ несущие регулируемые упоры 21, взаимодействующие с корпусом 3 измеряемого подшипникового узла, выполнены откидными. Наконечники 22 измерительных головок б контактируют с консолями 15 вала 16 измеряемого узла.
Для исключения отклонения направления нагружения подшипникового узла от вертикали шарнир 14 выполнен в виде штифта 23, входящего в удлиненное отверстие 24 с прямолинейными горизонтальными участками 25. Для стопорения вала 16 от проворота на основании 1 размещен фиксатор 26.
Устройство работает следующим об" разом.
Измеряемый подшипниковый узел устанавливают корпусом 3 на призму 2.
Затем поворачивают коромысла 7 на оси
19 и закрепляют их защелками 20 на выступающие концы штифтов 23 шарниров }4. 40
Опускают кронштейны 5 до соприкосновения регулируемого упора 21 с корпусом 3 измеряемого подшипникового узла и производят их регулиронку до приобретения измерительными головками б вертикального положения. Приводят наконечники 22 измерительных головок 6 до соприкосновения с консолями 15 вала 16 и устанавливают стрелки измерительных головок б в положение, удобное для отсчета. Затем пово5 рачивают вал 16 и производят замер радиального биения р с записью его величины в зависимости от угла поворота (°
Рукояткой ll поворачивают эксцентрики 10 и, опуская стержень 12 с грузом 13, нагружают вал 16 в вертикальном направлении через спарку 17 с роликами 18, Повторяют замер радиального биения рр вала 16 с записью его 60 величины опять в зависимости от угла пов0рота ф и находят точку с наибольшей разностью Sy < радиальных биенийперед нагружением и в период этого нагружения. 6S
Устанавливают вал 16 точкой с наибольшей разностью Ку„,е„радиальных биений в вертикальном положении и дополнительно стопорят его фиксатором 26. Поворотом рукоятки 11 снимают нагрузку с вала 16. Затем вращают корпус 3 и производят замер радиального биения корпуса относительно вала 16 с записью его величины в зависимости от угла поворота . После чего поворотом рукоятки 11 нагружают повторно вал 16 радиальной нагрузкой и повторяют замер радиального биения с записью его величины s зависир ф мости от угла поворота 9. По величине размаха изменения разности радиальных биений ду перед нагружением и в период этого нагружения (в первом и во втором случаях), который характеризует наличие изменения н различных радиальных направлениях измеряемого.подшипникового узла, а следовательно, является критерием качества сборки К подшипникового узла, судят о качестве сборки.
Устройство для контроля качества сборки подшипникового узла позволяет повысить производительность труда при контроле малогабаритных подшипниконых узлов с радиально-упорными подшипникамн более чем в три раза и значительно упрощает технологию контроля, исключая тем самым возможные необьективные оценки качества сборки, имеющие место при многократном повторе— нии циклов нагружения — разгружения.
Формула изобретения
Устройство для контроля качества сборки подшипникового узла, содержащее смонтированные на основании призму для установки корпуса испытуемого подшипникового узла, механизмы нагружения и кронштейны с измерительными головками, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью увеличения производительности контроля, каждый кронштейн с измерительной головкой шарнирно закреплен на основании, кажцый механизм нагружения выполнен в виде
П-образного коромысла с отверстием в одной из его боковых полок и встроенным в стенки отверстия эксцентриком, а также взаимодействующим с ним, проходящим через это отверстие стерж-, ня, и шарнирно связанного с другой боковой полкой П-образного коромысла, несущего на одном конце груз, а на другом — опорные воздействующие на испытуемый вал ролики, и шарнирно смонтированной на основании защелки, фиксирующей рабочее положение стержня, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Каталог.. NK}z}ager in Werkzeugrnaschinen, SKF ° 1968, 155-157 ,(прототип). 943548
Pt Nl
Ьг. 6
), юкй
УИИ Ьа3юрил и Юрлугц.
Редактор Т. Парфенова
Заказ 5095/47
4 а 9
4
2В ли1грау
УОФ no8opuea rupnycu
Составитель И. Баранов
Техред И..Рейвес Корректор Е, Рошко
Тираж 887 Подписное
BHNHIIM ГосударственноГо комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4





