Машина для обслуживания алюминиевых электролизеров
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (б1) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 15.09. 80(21) 2980492/22-02 (з1) f4. Кд.з
С 25 С 3/14 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий
Опубликовано 30.06.82. Бюллетень ¹ 24 (33) УДК 669. 713.
° 72(088.8) Дата опубликования описания 30 ° 06. 82 (72) Авторы изобретен и я
Е.М.Фридман, М.A.Ìèðêèí, A.Ô.Ëeáåäåâ и В.С.Волков
Днепропетровский завод металлургического оборудования (71) Заявитель (54) МАШИНА ДЛЯ ОВСЛЮКИВАНИЯ АЗй0МИНИЕВЫХ
ЭЛБКЗРОЛИЭБРОВ
Изобретение относится к электро- литическому производству алюминия, в частности к машинам для обслуживания алюминиевых электролизеров.
Известна машина для обслуживания алюминиевых электролизеров, включаю.щая самоходную раму, оборудованную устройствами для разрушения корки электролита и загрузки глинозема из бункера в электролизер (lj .
Недостатком данной машины является необходимость. снабжения пола электролизного корпуса рельсовыми путями для придания машинам направленного движения вдоль продольной оси электролиэеров, наличие двух комплектов устройств и механизмов для обслуживания двух сторон электролизеров и вследствие этого повышенная металлоемкость машин, большая нагрузка на несущие конструкции электролиэного корпуса.
Известна также машина для обслужи вания алюминиевых электролизеров, включающая полупортальную раму, устройства для разрушения корки электролита и загрузки глинозема в электролизер (21.
Однако и такая конструкция не надежна в эксплуатации.
Наиболее близкой к предлагаемой является машина для обслуживания алюминиевых электролизеров, включающая направляющую раму, подвижно установленную на монорельсе, поворотную Г-образную металлоконструкцию, оборудованную устройствами для разрушения корки электролита, загрузки глинозема, опирающуюся на основание корпуса приводной ходовой тележки, и шарнир с вертикальной осью, соединяющий направляющую раму и Гобразную металлоконструкцию (3).
Недостатками известной конструк15 ции являются большая металлоемкость и высокие капитальные затраты.
Цель изобретения — снижение металлоемкости машины и капитальных затрат у потребителя.
Поставленная цель достигается тем, что машина для обслуживания алюминиевых элеивролизеров, включающая направляющую раму, подвижно установленную не монорельсе, поворотную
25 Г-образную металлоконструкцию, оборудованную устройствами для разрушеии я.m>pюи элeкmpолита, загрузки глиноеемэ„, опцрающуюся на основание котивуса и@вюодной ходовой тележки, 30 и шарнир с вертикальной осью, сое939598 дийяющей направляющую раму и Г-образную металлоконструкцию, направляющая рама в верхней части снабжена расположенной по оси электролизера консолью, на которой установлен шарнир с вертикальной осью, причем на 5 вертикальной оси шарнира укреплен кронштейн, к которому с возможностью покачивания в вертикальной плоскости на :.горизонтальной оси шарнирно закреплена Г-образная метал:)0 локонструкция, оборудованная приспособлениями для фиксации ее в горизонтальной плоскости к направляющей раме.
Шарнирное закрепление Г-образной металлоконструкции с воэможностью ее покачивания в вертикальной плоскости обеспечивает статическую определенность системы, воэможность компенсации неровностей полов, а также оптимальное распределение весо-. вых нагрузок на опорные колеса машины.
Основные весовые нагрузки передаются на приводную ходовую тележку
Г-образной металлоконструкции, обеспечивая необходимый сцепной вес, а на полупортал и, следовательно, на направляющий монорельс передаются незначительные вертикальные нагруз- Зр ки. B Результате этого вес полупортала и направляющего монорельса значительно снижается.
На фиг.1 показана предлагаемая машина для обслуживания алюминиевых электролизеров; на фиг.2 — то же, вид сверху.
Машина содержит полупортальную раму, выполненную в виде ходовой балки 1, опирающейся по одну сторону 40 электролизера 2 вертикальными 3 и горизонтальными 4 катками на моно-.— рельс 5 стойки 6, опирающейся по другую сторону электролизера 2 ходовыми колесами 7 на пол коРпУса и 45 направляющей рамой 8 связывающей стойку 6 с ходовой балкой 1. Механизм для разрушения корки электролита 9 и бункер глинозема 10 с устройством для загрузки глинозема 11 в ванну электролизера 2 смонтированы на Г-образной металлоконструкции 12, опирающейся нижней своей частью на балансирную приводную тележку 13.
Консоль 14 с вертикальной осью 15 прикреплена по оси электролизера 2 к направляющей раме 8. На вертикаль ной оси 15 шарнирно установлен кронштейн 16.
Кронштейн 16 при помощи горизонтальной оси 7 шарнирно соединен с
Г-образной металлоконструкцией 12 °
Г-образная металлоконструкция 12 оборудована фиксирующими устройствами 18 и 19, а ходовая балка 1 снабжена фиксирующим устройством 20. 65
Машина работает следующим образом.
При передвижении вдоль ряда электролизеров производится разрушение корки электролита и загрузка глинозема в ванну.
Развороту приводной тележки 13 вокруг электролизера 2-препятствует фиксирующее устройство 18 или 19.
Приводная тележка 13 передает, .тяговое усилие полупортальной раме, и машина движется.
При необходимости обработки противоположной стороны ванны электролизера 2 в зоне разворота фиксирующее устройство 18 или 19 освобождает
Г-образную металлоконструкцию от зацепления с полупортальной рамой, а фиксирующее устройство 20 срабатывает и препятствует передвижениюмашины вдоль ряда электролизеров. При водная тележка 13, двигаясь по радиусу относительно вертикальной оси
15, переезжает на противоположную сторону электролизера 2, после чего фиксирующее устройство 18 или 19. срабатывает и удерживает Г-образную металлоконструкцию 12 в горизонтальной плоскости совместно с направляющей рамой 8. Фиксирующее устройство 20, препятствующее передвижению машины вдоль ряда электролизеров, расстопоривается. Машина вновь готова к передвижению.
Имеющиеся неровности пола электролизного корпуса компенсируются покачиванием Г-образной металлоконструкции 12 относительно горизонтальной оси 17, при этом центр тяжести Г-образной металлоконструкции 12 выбран так, что большая часть вертикальной нагрузки передается на ходовую тележку 13, а меньшая через кронштейн 16 на полупортальную раму.
Благодаря этому конструкция полупортальной рами достаточно легка и проста.
Использование предлагаемой машины позволяет снизить нагрузки на несущие конструкции электролизного корпуса, снизить капитальные затраты, исключив прокладку рельса, удерживающего раму от опрокидывания, уменьшить металлоемкость машины. При этом металлоемкость машины, по сравнению с известной, снижается на 5 т, а капитальные затраты уменьшаются в два раза (ориентировочно 10 тыс.руб.).
Таким образом, с учетом предлагаемой потребности в машинах 20 шт в год, экономИческий эффект составит не менее 240 тыс, руб.
Формула изобретения
Машина для обслуживания алюминиевых электролизеров, включающая направляющую раму, подвижно установлен939598 ную на монорельсе, поворотную Г-об.— разную металлоконструкцию, оборудованную устройствами для разрушения корки электролита, загрузки глинозема, опирающуюся на основание.корпуса приводной ходовой тележки, и шарнир с вертикальной осью, соединяющий направляющую раму и Г-образную металлоконструкцию, о т л и— ч а ю щ а я с я тем, что, с целью снижения капитальных затрат и металлоемкости машины, направляющая рама в верхней частй снабжена расположенной по оси электролизера консолью, на которой установлен шарнир с вертикальной осью, причем на вертикальной оси шарнира укреплен кронштейн, к которому с возможностью покачивания в вертикальной плоскост на горизонтальной оси шарнирно закреплена Г-образная металлоконструкция, оборудованная приспособлениями для фиксации ее в горизонтальной плоскости к направляющей раме.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1О 1. Авторское свидетельство СССР
Р 443106, кл. С 25 С 3/14, 1972 °
2. Патент Японии 9 49-46683, кл. С 25 С 3/14, опублик. 1970.
3. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2928826(02), кл. С 25 С 3/14.
939598
Pue.E
Составитель H.Kîðîáîýà
Техред И..ГайдУ Корректор В.Синицкая
Редактор Н,Ковалева
° В ФУ ° 16 Ж l5I 6Ф юю
Вакав 4606/43 Тираж 686 Подписное
ЗНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская иаб., д. 4/5
° Ф % ай \У%а«М 66.%5 Е Ф филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4



