Способ измерения крутящего момента на валу свободной турбины газотурбинного двигателя

 

(72) Авторы изобретения

А.В.Денисов, В,И,Кирин, Ю.А.Баженов и К (71) Заявитель (54) СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА НА ВАЛУ

СВОБОДНОЙ ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ а

Изобретение относится к иэмерени. ям и испытаниям, в частности к измерениям и исследованиям моментов работы, в которой элемент, передающий крутящий момент, не является вращающимся упругим:валом.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является способ измерения крутящего момента на валу свободной турбины газотурбинного двигателя путем вывода двигателя на холостой режим работы с последующим нагружением турбины, перемещением рычагов управления двигателя по заданной программе и регистрации крутящего. момента на выбранных режимах (1).

Недостаками этого способа являются сложность нагружения двигателя крутящим моментом из-эа необходимости использования тормозной установки мощностью не ниже номинальной мощности двигателя, сложность измерения крутящего момента на вращающемся измерительном устройстве иэ-за необходимости применения вращающихся контактных устройств на большую частоту вращения и снижение точности измерения крутящего момен5 та двигателя из-эа влияния характеристик тормозной установки.

Обьясняется это тем, что момент

1в двигателя в переходном, процессе выражается зависимостью

М= — +М дш

7 dt тч IS где I - суммарный момент инерции ротора тормозной установки и соединительных элементов; частота вращения выводного вала;

М - момент, создаваемый тормозной установкой.

Знак "+" относится к переходному процессу наброса, а знак "-" - к сбросу нагрузки.

3 93002

Для определения крутящего момен- та двигателя необходимо учитывать !

° одновременно с моментом тормознои установки момент, создаваемый инерционными силами, и его знак, что 5 требует определения момента инерции вращающихся частей тормозной установки и соединительных элементов, а также регистраций величины ус.корения выводного вала ()в пе- 10

86 реходных процессах, что весьма затруднительно и ведет к возрастанию погрешностей измерений.

Цель изобретения - упрощение и повышение точности измерения крутя- 1S щего момента.

Указанная цель достигается тем, . что до запуска двигателя и вывода его на режим холостого хода дополнительно производят торможение вала, а нагружение турбины и регистрацию крутящего момента ведут при этом положении вала.

На чертеже представлена схема одного из вариантов устройства, ре- д ализующего предлагае1чый способ при стендовых испытаниях.

Выводной вал 1 газотурбинного двигателя 2 с помощью жесткого звена 3, на котором установлен датчик 4 измерения момента (например, тензодатчик), соединен с рамой 5 стенда. Органы 6 и 7 управления двигателя сбору дованы датчиками 8 и 9 положения этих органов. Злектрический датчик 4

35 измерения крутящего момента и датчики 8 и 9 положения органов управления соединены с регистрирующим прибором 10. В условиях объекта выводной вал двигателя может быть за40 торможен с помощью стояночного и рабочего тормозов транспортного средства при включенной высшей передаче в коробке передач или выводной вал жестко соединен на раму транспорт45 ного средства.

Определение моментной характеристики газотурбинного двигателя со свободной турбиной в переходных процессах осуществляется пооперационно с учетом подготовительных и основных операций следующим образом.

Выводной вал 1 двигателя с помощью жесткого звена 3, на котором устанавливается датчик 4 измерения момента, например тензодатчик, соеди-! няют с корпусом двигателя или рамой

5 стенда, а в условиях объекта -"с. рамой транспортного средства ° Дат- . чик 4 измерения момента соединяют с регистрирующим прибором 10, затем осуществляют его тарировку с записью показаний на осциллограф или магнитограф и оценку погрешности измерения.

Затем осуществляют запуск ГТД и устанавливают ему режим холостого хода. На этом заканчиваются подготовительные операции.

Воздействием на органы 6 и 7 управления двигателей (на рычаг подачи топлива, на рычаг управления угловым положением соплового аппарата или одновременно на оба рычага) нагружают его при заторможенном выводном вале 1. Одновременно регистрируют крутящий момент двигателя и положение органов управления с помощью осциллографа или йагнитографа.

В результате обработки осциллограмм и магнитограмм получают графические зависимости крутящего момента двигателя в функции времени или поло. жения органов управления двигателем в переходных процессах. Так как нагружение и измерение крутящего момента двигателя осуществляется при его заторможенном выводном вале, то, как следует иэ приведенной формулы

d(s

dt — 0 и М = М . Измерение момента двигателя сводится к измерению момента тормозной установки, а погревность измерения момента двигателя обуславливается только погрешностью датчика и регистрирующей аппаратуры. При этом отпадает необходимость в измерении ускорения выводного вала в переходных процессах и определении момента инерции тормозной установки и соединительных элементов.

При нагружении и измерении крутящего момента при заторможенном выводном вале двигателя отпадает необходимость в сложных тормозных установках и измерительных устройствах, сокращается время и трудозатраты на определение моментных характеристик.

Кроме того, предлагаемый способ позволяет снятие моментной характеристики ГТД со свободной турбиной как в условиях стенда, так и непосредственно.на транспортных средствах.

930027 .

Формула изобретения

Составитель Г. Романов

Редактор Т. Кугрышева Техред M. Гергель

Заказ 3452/51 Тираж 883 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Т атент", г.ужгород, ул. Проектная, 4

Способ измерения крутящего момента на валу свободной турбины газотурбинного двигателя, путем вывода двигателя на холостой режим ра боты с последующим нагружением турбины перемещением рычагов управле." ния двигателя по заданной программе и регистрации крутящего момента на выбранных режимах, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью упрощения и повышения точности измерения, до запуска двигателя.и вывода его на режим холостого хода дополнительно производят торможение вала, а нагружение.турбины и регист5 рацию крутящего момента ведут при этом положении вала.

Источники инФормации, принятые во внимание при экспертизе

1. Котляр И.В., Гительман А.И. и др. Переходные процессы в газотур" бинных установках. Л., "Машиностроение", 1973, с. 51-52.

Способ измерения крутящего момента на валу свободной турбины газотурбинного двигателя Способ измерения крутящего момента на валу свободной турбины газотурбинного двигателя Способ измерения крутящего момента на валу свободной турбины газотурбинного двигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к контрольно-измерительной оснастке и может быть использовано в различных отраслях промышленности для тарированной затяжки резьбовых соединений

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к сельскохозяйственному приборостроению

Изобретение относится к устройству для метрологического определения натяжения ленты в лентопрокатных станах с прилегающим к ленте измерительным роликом, с гидравлической системой поршень-цилиндр для отклонения измерительного ролика от ленты на заранее заданную величину и с измерительным устройством для определения оказываемой лентой на измерительный ролик силы

Изобретение относится к области измерений натяжений гибких движущихся тяговых органов и может применяться в нефтяной промышленности, в области эксплуатации грузоподъемных транспортных устройств и в других отраслях

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в антиблокировочных системах транспортных средств, а также при проектировании и расчетах тормозных механизмов

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к средствам исследования прочности элементов авиационных конструкций

Изобретение относится к области испытания и технического диагностирования машин, в частности к устройствам для определения максимальной силы тяги на крюке транспортного средства, преимущественно трактора
Наверх