Способ испытания разъемных соединений авиационных конструкций на прочность
Изобретение предназначено для использования в авиастроении, судостроении, машиностроении и других областях. Перед испытанием образцов соединений устанавливают под головки болтов измерительные устройства для определения усилий осевой затяжки болтов. Болты затягивают усилием 0 - 80% от заданного усилия разрушения болтов на растяжение. Образцы соединений нагревают и нагружают растягивающей силой на разрывной испытательной машине до разрушения. Одновременно и непрерывно измеряют при этом величины нагрузок, действующих на образцы соединений, и величины усилий осевой затяжки. Прочность разъемных соединений конструкций определяют с учетом влияния на нее величины усилий осевой затяжки при разрушении образцов соединений. Технический результат заключается в возможности оценки влияния усилий осевой затяжки на прочность элементов конструкций. 2 ил., 1 табл.
Изобретение относится к испытательной технике, в частности к средствам исследования прочности элементов авиационных конструкций.
Область применения - авиастроение, судостроение, машиностроение и др. При создании летательного аппарата одной из важнейших задач является выбор оптимальной схемы и расчета соединений элементов конструкций. Актуальность этой задачи определяется большим числом соединений и применением различных видов крепежа в летательных аппаратах, таких как болты, заклепки, сварка, склеивание и др. Наибольшее распространение в конструкциях пассажирских самолетов получили заклепочные и болтовые соединения. В этих соединениях, работающих на срез, внешние усилия воспринимаются элементами крепления, а также силой трения по контактным поверхностям соединяемых элементов. Например, в работе [1] Григорьева В.П. "Высокопрочные швы для заклепочных соединений из легких сплавов и метод их расчета". Труды НИАТ, N 28, 1950 г., указывалось, что в соединениях дюралевых конструкций силы трения могут воспринимать до 15% внешних усилий, передаваемых на шов, а в работе [2] Ярковца А. И. , Сироткина О.С., Фролова В.А., Киселева Н.М. "Технология выполнения высокоресурсных заклепочных и болтовых соединений в конструкциях самолетов", М., "Машиностроение", 1987 г., стр. 41, показано, что повышение осевой затяжки в 4 раза приводит к увеличению числа циклов до разрушения в два-три раза. Однако, на практике при проектировании болтовых и заклепочных соединений силы трения, как правило, не учитываются, и поэтому вес реальных конструкций оказывается завышенным. Это объясняется тем, что до настоящего времени нет достоверных данных о влиянии силы трения на несущую способность соединений авиационных конструкций. Так, например, в работе А.И.Яковца и др. [2] на стр. 127 - 128 в комментариях к результатам испытаний, приведенных на рис. 7.2, говорится, что "из приведенных данных, построенных по результатам испытаний трех-пяти образцов на каждую точку, увеличение затяжки болта не приводит к росту статической прочности соединений. Объясняется это тем, что по контактным поверхностям соединяемых элементов с увеличением затяжки и воздействия внешней нагрузки развиваются значительные силы трения, но в момент разрушения за счет сдвига шва силы трения отсутствуют. По сечению происходит выравнивание напряжений и увеличение затяжки не оказывает существенного влияния на разрушающее напряжение". Этот вывод противоречит результатам предварительных исследований, приводимых ниже в настоящей заявке. Где показано, что в 2-х срезном соединении увеличение затяжки до 70% от разрушающей нагрузки болта статическая прочность соединения для различных материалов увеличивается на 22-36,5% по сравнению с нулевой затяжкой. Это указывает на то, что разработка и внедрение в практику экспериментальных исследований предлагаемого способа испытания разъемных соединений на несущую способность авиационных конструкций является актуальной технической и экономической задачей. Известен способ испытания на прочность элементов конструкций летательных аппаратов (см. ГОСТ 1497-61, "Металлы. Методы испытаний на растяжение", М., Госстандарт СССР, 1961 г.), заключающийся в том, что к образцам прикладывают растягивающие нагрузки до разрушения и измеряют при этом деформации, а затем рассчитывают механические характеристики, которые распространяют на конструкцию. Недостатком способа является то, что он не обеспечивает возможность определения влияния сил трения, обусловленных усилием осевой затяжки в соединениях элементов конструкций на прочность. Известен способ испытания на прочность болтовых соединений элементов авиационных конструкций (см. "Технология выполнения высокоресурсных заклепочных и болтовых соединений в конструкциях самолетов", Ярковец А.И., Сироткин О.С., Фирсов В.А., Киселев Н.М., М., "Машиностроение", 1987 г., стр. 92 - 122), принятый за прототип, заключающийся в том, что соединяют с помощью болтов элементы конструкции механическим моментным ключом, создают осевой натяг в болтах, нагружают соединение растягивающей силой до разрушения и определяют несущую способность соединения. Недостатком способа является низкая точность задания и начального контроля величины осевого усилия в болте по косвенному параметру - крутящему моменту и неконтролируемость этой величины в процессе нагружения до разрушения. Погрешность задания и контроля осевой нагрузки на болт по величине крутящего момента, прикладываемого моментным ключом к головке болта или гайке, может достигать




Формула изобретения
Способ испытания разъемных соединений конструкций на прочность, заключающийся в том, что образцы соединений нагружают растягивающей силой до разрушения на разрывной испытательной машине, отличающийся тем, что перед испытанием устанавливают под головки болтов образцов соединений измерительные устройства для определения усилий осевой затяжки болтов, затягивают болты усилиями осевой затяжки 0 - 80% от заданного усилия разрушения болтов на растяжение, при нагружении растягивающей силой на разрывной испытательной машине до разрушения образцы соединений дополнительно нагревают, при этом одновременно и непрерывно измеряют величины растягивающих усилий, действующих на образцы соединений, и величины усилий осевой затяжки, а влияние величины осевой затяжки на прочность разъемных соединений конструкций при заданной температуре определяют по формуле
Рiразр - усилие разрушения разъемного соединения при i-й величине усилия осевой затяжки.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3