Корпус ледокола
О П И С А Н И Е (ц919920
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт..свид-ву .— (22) Заявлено 01.11.77 (21) 2539962/27-1.1 (51) М, Кл3 с присоединением заявки №вЂ”
В 63 В 35/08 (23) Приоритет—
Гееударственнмк кемнтет
СССР.
Опубликовано 15.04.82. Бюллетень № 14
Дата опубликования описания 15.04.82 (53) УДК 629.124. . 791. 2 (088. 8) IIo делам нзвбретейнй. и аткрытий (72) Автор изобретения
А. К. Васильков
Эстонское морское пароходство (7I) Заявитель (54) КОРПУС ЛЕДОКОЛА
Изобретение относится к судостроению и касается конструирования корпусов ледоколов.
Известен корпус ледокола, содержащий заглубленную носовую часть расположенную под ледовым покровом, наклонную верхнюю носовую полуподводную поверхность и режущее устройство 11).
Недостаток указанного корпуса ледокола заключается в низкой эффективности разрушения ледового покрова и засорении кильватерного следа льдом.
Цель изобретения — повышение эффек-. тивности разрушения ледового покрова и освобождение кильватерного следа от льда.
Поставленная дель достигается тем, что корпус ледокола снабжен клиновидным выступом с расходящимися к бортам наклонными поверхностями и бортовыми отвалами, заглубленная носовая часть корпуса в вертикальном сечении выполнена в виде клина с горизонтально расположенным форштевнем и горизонтальной поверхностью от режущей кромки aо наклонной верхней носовой полупроводной поверхности, которая сопряжена с наклонными поверхностями клиновидного выступа, а по бортам корпуса за клиновидным выступом выполнены ниши. Кроме того, бортовые отвалы установлены в нишах с возможностью поворота и выхода за габариты корпуса.
На фиг. 1 изображен корпус ледокола, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, вид сверху.
Носовая подводная часть корпуса ледокола представляет собой таран 1, верхняя 2 и нижняя 3 поверхности которого плавно закруглены и сходятся на середине углубления судна, образуя при этом таран, который выполнен в вертикальном сечении в вице клина с горизонтально расположенным форштевенем 4. Таран данной формы способствует выгодному размещению режущего лед устройства,. уменьшает или полностью исключает возможность вы-. хода носовой части судна на лед и упора его носом в лецяное поле при резком изменении толщины льда и колебаниях дифферента. Поверхность 2 плоская, параллельна основной плоскости, создает плечо ломающего лед момента. Продолжением в корму верхней поверхности тарана является наклонная, поднимающаяся от носа к корме, ломающая лед плоскость 5, которая пере919920 ходит в сбрасывающие лед плоскости 6, левую и правую их части, присоединяющиеся к бортовому поясу, расположенная выше верхней поверхности ледяного поля. Сбрасывающие лед плоскости плавно соединяются (вписываются) с клиновидным выступом 7, острие которого возвышается у конца ломающей лед плоскости. Продолжением боковых поверхностей клиновидного выступа за пределами габаритов корпуса являются бортовые отвалы 8 (левый и правый), ко- 1п торые поворачиваются вокруг закрепленных в корпусе осей 9 в нишах а и приводят в действие пневматическим приводом 10, Отвалы поворачиваются с выступанием за габариты корпуса.
Режущее лед устройство размещается на верхней части тарана, не выступает за передние габариты корпуса и состоит из пил 11, например, типа пил «Дружба», которые приводятся электромоторами 12. Электромоторы расположены внутри корпуса, 20 пилы выведены наружу.
Корпус ледокола работает следующим образом.
Входя в ледяное поле, корпус ледокола 25 принимает осадку при помощи балластной системы так, чтобы плоскость 2 тарана скользила по -нижней, находящейся в воде, поверхности льда и приводимые во вращение электромоторами 12 пилы 11 прорезали в ледяном поле две симметричные, относитель- но диаметральной плоскости, полосы льда— будущий фарватер. При последующем движении вперед под эти полосы льда входит . ломающая лед плоскость 5. При этом судно получает дифферент на нос, который должен быть уравновешен (выравнен) балластом, 35 тогда появившаяся за счет откачки балласта подъемная сила и сила упора винта (ее вертикальная вверх направленная составляющая, действующая на плоскости 5) отломают у основания на лииии действия пил 4о прорезанные полосы льда, которые при дальнейшем движении ледокола вперед, упираясь на еще не отломанные полосы льда, п011,— нимаются по плоскости 5 до клиновидного выступа 7, острие которого направляет льди45 ны на левую и правую сбрасывающие лед. плоскости 6, по которым они под действием собственного веса и давления на них клиновидного выступа сбрасываются на ледяное поле слева и справа по бортам, оставляя кильватерный след свободным от льда. Отвалы 8 выдвигаются пневматическим приводом 10 за поперечные габариты судна в том случае, когда сбрасываемые льдины на неровном ледяном поле не сбрасываются полностью за борт клиновидным выступом.
Форма. носовой части предлагаемого корпуса ледокола и выдвижные отвалы позволяют применять его при сложной ледовой обстановке, например, при прокладке пути в торосистых льдах.
Годовой экономический эффект составляет свыше миллиона рублей.
Формула изобретения
1. Корпус ледокола, содержащий заглубленную носовую часть, расположенную под ледовым покровом, наклонную верхнюю носовую полуподводную поверхность и режущее устройство, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности разрушения ледового покрова и освобождения кильватерного следа от льда, он снабжен клиновидным выступом с расходящимися к бортам наклонными поверхностями и бортовыми отвалами, заглубленная носовая часть корпуса в вертикальном сечении выполнена в виде клина с горизонтально расположенным форштевнем и горизонтальной поверхностью от режущей кромки до наклонной верхней носовой полуподводной поверхности, которая сопряжена с наклонными поверхностями клиновидното выступа, а по бортам корпуса за клиновидным выступом выполнены ниши.
2. Корпус ледокола по п. 1, отличающийся тем, что бортовые отвалы установлены в нишах с возможностью поворота и выхода за габариты корпуса. !
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент ФРГ № 2001918, кл. В 63 В 35/2, опублик. 1974 (прототип) .
919920
Редактор И. Касарда
Заказ 2243/16
Составитель Б. Даньшин
Техред А. Бойкас . Корректор А. Гриценко
Тираж 463 Подннсное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 7K — 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП <Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4


