Способ определения величины нечувствительности системы регулирования турбины
ОП ИСАКИИ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик щ918453
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6! ) Дополнительное к авт. свид-.ву (53)M. Кл. (22) Заявлено 28. 08. 80 (21) 2975390/24-06 с присоединением заявки,М.(23) Приоритет
F 01 D 17/26
3Ьвуяврапаам6 «виктет
СССР ае авкак кзевретекк11 и втхрыткк (53) Уд К 621. 16 -546(088..8) Опубликовано 07. 04 . 82 . Бюллетень J4 1 3
Дата опубликования описания 09. 04. 82 д д рд руд. р 4„, теплотехнический научно-исследовательский ЙУВт +т@
"ъ им. Ф. Э. Дзержинского и Производственное предприятие "6жтехэнерго" (71) Заявители (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ НЕЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ
СИСТЕИЫ РЕГУЛИРОВИНИЯ ТУРБИНЫ
Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано для контроля работоспособности систем регулирования паровых турбин.
Известны способы определения величины нечувствительности системы регулирования турбины путем изменения положения главного сервомотора и coot ветствующих значений частоты вращения ротора при ее увеличении и уменьшении и последующего определения нечувстви о тельности сравнением измеренных зна" чений частоты вращения при одинаковых положениях сервомотора. Для уменьшения динамической погрешности положе15 ние главного сервомотора изменяют с, запаздыванием по отношению к соответствующему значению частоты вращения, равным по величине постоянной времени этого сервомотора 313 °
Однако точность этих способов недостаточно высока из-за отсутствия учета таких факторов, как действие давления пара на клапаны турбины;
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является способ определения величины нечувствительности системы регулирования турбины путем измерения управляющего сигнала, положения главного сервомотора и соответствующих значений частоты вращения ротора при ее увеличении и уменьшении в пределах степени неравномерности и последующего определения степени нечувствительности на холостом ходу сравнением измеренных значений частоты вращения при одинаковых положениях сервомотора (2).
Ю
Недостатком указанного известного способа следует с итать пониженную точность, так как и в этом способе не учитывается действие давления пара на клапаны турбины.
Цель изобретения — повышение точности путем учета действия пара на клапаны турбины.
Формула изобретения
3 91845
Для достижения поставленной цели дополнительно измеряют при работе турбины на холостом ходу и под нагрузкой разности перепадов давления рабочей жидкости на поршне сервомотора при перемещении его в сторону открыS тия и закрытия, при заторможенном поршне определяют зависимость между перепадом давления и изменением управляющего сигнала, по этой зависи10 мости находят приращения управляющего сигнала, соответствующие измеренным разностям перепадов давления на холостом ходу и под нагрузкой, определяют отношения найденных приращений к изменению управляющего сигнала на степень неравномерности для соответствующих положений сервомотора и к степени нечувствительнос" ти на холостом ходу прибавляют разность указанных отношений при работе
20 турбины под нагрузкой и на холостом ходу.
На фиг. 1 представлена статическая ха ра ктерист ика, поясняющая предла гае23 мый способ; на фиг. 2 — характеристика разности перепадов давлений рабочей жидкости .на поршне сервомотора, положение сервомотора при перемеще, нии его в сторону открытия и закрытия на холостом ходу; на фиг. 3 - то
30 же, под нагрузкой; на фиг. 4 — характеристика перепада на поршне сервомотора, управляющий сигнал на входе в сервомотор.
При работе турбины на холостом ходу снимают статическую характеристику при уменьшении и увеличении расхода пара в турбину (фиг.1), из которой по разнос- ти частот ратора f (отнесенных к степени неравномерности системы регулирования ) при уменьшении (кривая 1) и увеличении (кривая 2) для одинаковых положений Н главного сервомотора определяют степень нечувствительности
3 на холостом ходу. Измеряют разности р„ и р перепадов давлений рабочей жидкостй на поршне сервомотора (разности давлений под поршнем одностороннего сервомотора) при перемещении
его в сторону открытия и закрытия на холостом ходу (величина 4 на фиг. 2) и под нагрузкой (величина 5 на фиг.3) под действием механизма управления.
Эти разности перепадов давления являются мерой зависящих от направления перемещения клапанов сил сопротивления, возникающих в парораспределительном механизме при отсутствии
3 4 паровых нагрузок на клапаны (величина 4) и при их действии (величина 5).
При заторможенном поршне главного сервомотора определяют зависимость между перепадом давления P изменением управляющего сигнала Р>> на входе в сервомотор (фиг. 4). Используя эту зависимость, можно по найденным ранее величинам 4 и 5 разностей перепадов давления найти приращения 6 и
7 управляющего сигнала, необходимые для преодоления сервомотором сил сопротивления на холостом ходу и под нагрузкой соответственно, для любых положений сервомотора. Затем определяют отношения найденных приращений к изменению управляющего сигнала на степень неравномерности и к полученной ранее степени нечувствительности
3 на холостом ходу прибавляют разность этих отношений.
Таким образом предлагаемый способ позволяет определить величину нечувствительности в условиях работы турбины под нагрузко" при учете действия на клапаны паровых сил, что обеспечивает повышение точности.
Способ определения величины нечувствительности системы регулирования турбины путем измерения управляющего сигнала, положения главного сервомотора и соответствующих значений часто/ ты вращения ротора при ее увеличении и уменьшении в пределах степени неравномерности и последующего определения степени нечувствительности на холостом ходу сравнением измеренных значений частоты вращения при одинаковых положениях сервомотора,о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения точности путем учета действия давления пара на клапаны трубины, дополнительно измеряют при работе .турбины на холостом ходу и под нагрузкой разности перепадов давления рабочей жидкости на поршне сервомотора при перемещении его в сторону открытия и закрытия, при заторможенном поршне определяют зависимость между перепадом давления и изменением управляющего сигнала, по этой зависимости находят приращения управляющего сигнала, соответствующие измеренным разностям перепадов давления на холостом ходу
918453
5 и под нагрузкой, определяют отноше-, ния найденных приращений к измененйю управляющего сигнала на степень неравномерности для соответствующих положений сервомотора и к степени нечувствительности на холостом-ходу прибавляют разность указанных отно " шений при работе турбины под нагрузкой и на холостом ходу.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе!
1. Авторское свидетельст во СССР по заявке У 2916066/06, кл. F 0 1 D
17/20, 1980.
2. Авторское свидетельство СССР
;N 556226, кл. F 01 D 17/26, 1975 рлк
918453 иг. J
Фиг. ф
Составитель A. Калашникова
Редактор М. Келемеш Texgeg С. Мигунова Корректор А. Ференц
Заказ 2050/5 Тираж 537 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035 Москва 1-35 Раушская наб. а. 4/Б ю. в А А вА - .ъ еЗък- ъ
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4



