Рулевое управление транспортного средства
ОП ИСфНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскик
Социелистичесиии республик
В 62 0 5/06
Эаудвретееивй какитет,СИР ао далагл иаебретеиий и открытий (53) УЙК629. 113. .014.5(088.8) Дата опубликования описания 30.1231 (72) Автор изобретения
Г
)P !
Ш. Д. Ульбашев а (7l) Заявитель (54) РУЛЕВОЕ ПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА
Изобретение относится к транспортному машиностроению, и в частности к системам рулевого управления трансвортных средств.
Известно рулевое управление транспортного средства, содержащее распределитель рулевого управления, состоя- щий из золотника, кинематически связанного с рулевым колесом и дозирую"
-щим устройством, и корпуса, гидравлически соединенного напорной гидроли" нией с гидронасосом, сливной - с гидробаком . и рабочими .- c исполнительным гидроцилиндром (1 ).
Недостатком рулевого управления
1Ю является непостоянство расхода рабо" чей жидкости через золотник распределителя рулевого управления при изме" нении нагрузки на исполнительном гидроцилиндре, что приводит к неустойчивой работе рулевого управления транспортного. средства.
Цель изобретения - улучшение управляемости транспортного средства
2 путем повышения устойчивости системы против автоколебаний.
Указанная цель достигается тем, что рулевое управление снабжено клапаном расхода, регулируемым дросселем и клапаном с логической функцией .
ИЛИ, причем клапан расхода, состоящий из корпуса подпружиненного золотника, установлен в гидролинии, связывающей напорную я сливную гидролинии, и кинематически связан с регулируемым дросселем, установленным в сливной гидролинии,. при этом полость управления клапана расхода со стороны действия пружины гидравлически соединена с клапаном ИЛИ, установленным параллельно исполнительному гидроцилиндру.
На чертеже показана система рулевого управления.
Система содержит гидронасос 1 и исполнительный гидроцилиндр 2, сообщающиеся через золотник 3 распределителя рулевого управления и рабочие
893662 гидролинии 4 и 5; рулевое колесо 6 с осевым ходом для привода золотни» ка 3, соединенное винтовым сопряже нием 7 с валом механизма слежения, кинематически связанным механичес- Э кой или гидравлической обратной связью через дозирующее устройство 8 с исполнительным гидроцилиндром 2, реактивные плунжеры с центрирующей пружиной и клапан расхода 9, уста- >О новленный в напорной гидролинии 10, подпружиненная полость которого сообщается с нагруженной полостью исполнительного гидроцилиндра 2 через клапан 11 с логической функцией ИЛИ," 1$ регулируемый дроссель 12, установленный в сливной гидролинии 13 и управляемый клапаном расхода 9. Гидронасос
1 напорной гидролинией 14 соединен с входным отверстием корпуса 15, а клапан расхода 9 сливной гидролинии
16 соединен с баком.
Работает система следующим образом.
23
В нейтральном положении золотника 3 весь расход рабочей жидкости от гидронасоса 1 через клапан 9 расхода, преодолев усилие пружины, уходит на слив. При повороте рулевого колеса 6, например по часовой стрелке, в винтовом сопряжении 7 возникаег осевая сила, перемещающая золотник 3 вниз. При этом начинает подниматься давление в рабочей гидролинии 4, передающееся от гидрона3$ соса 1 через напорную гидролинию 14, дозирующее устройство 8 и клапан 11 в подпружиненную полость клапана 9 расхода. При этом клапан 9 опуска40 ется вниз, после чего рабочая жидкость начинает поступать в испольнительный гидроцилиндр через кромки золотника 3, дозирующее устройство 8 и гидролинию 4. С появлением упомянутого расхода начинается поворот
45 и слив отработанной жидкости по гидролиниям 5 и 13 через дроссель 12, который открывается пропорционально перемещению клапана 9 вниз и сливную гидролинию 16 в бак. Одновременно расход через кромки золотника вызывает. перепад давления в противо° положных полостях клапана 9 расхода за счет дросселирования потока на поясках разгрузки золотника, зависящий от ширины щели. Следовательно если в этом случае нагрузка на исполнительном органе внезапно уменьшится
4 в силу отработки исполнительного органа по инерции в несоответствии с заданным расходом или любой другой причине, расход в рабоей гидролинии
4 останется постоянным, так как излишек рабочей жидкости поступит в гидробак, приподняв клапан 9 из-за уменьшения давления в гидролинии 4 и подпружиненной полости клапана 9 расхода. Поднимаясь, клапан расхода поджимает дроссель 12 и тормозит перемещение исполнительного гидроцилиндра 2, согласовывая скорость отработки с расходом гидронасоса.
Слив отработанной жидкости через дроссель 12 происходит под определенным избыточным давлением, величину которого можно регулировать.
Таким образом достигается строгое соответствие скорости поворота и скорости отработки исполнительного органа независимо от изменения нагрузки и направления сил инерций, что предотвращает обратное рассогласование системы рулевого управления.
Формула изобретения
Рулевое управление транспортного средства, содержащее распределитель рулевого управления, состоящий из золотника, кинематически связанного с рулевым колесом и дозирующим устройством, и корпуса, гидравлически соединенного напорной гидролинией с гидронасосом, сливной - с гидробаком. и рабочими - с исполнительным гидроцилиндром, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью улучшения управляемости путем повышения устойчивости системы против автоколебаний, оно снабжено клапаном расхода, регулируемым дросселем,и клапаном с логической функцией ИЛИ, причем клапан расхода, состоящий из корпуса и подпружиненного золотника, установлен в гидролинии, связывающей напорную и сливную гидролинии, и кинематически связан с регулируемым дросселем, установленным в сливной .гидролинии, при этом полость управления клапана расхода со стороны действия пружины гидравлически соединена с клапаном ИЛИ, установленным парал" дельно исполнительному гидроцилиндру.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1 ° Авторское свидетельство СССР
11 541713, кл. 8 62 D 5/06, 1977 (прототип).
893662
10 Составитель В. Калмыков
Редактор Е. Лушникова Техред А, Бабинец Корректор Г. Огар
Заказ 11355/26 Тираж 702 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035 Москва,Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
«««
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4


