Устройство для автоматического соединения межвагонных коммуникаций бондаренко
(t i ) 867744
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскии
Социалнстнческми
Республик (61) Дополнительное к авт. свнд-ву (5l)M. Кд. (22)За" вле"о 04.01.80 (21) 2867366/27-11 с присоединением заявки №
В 61 6 5/06
Гооударстееииый комитет (23) Приоритет ио делам изо4ретеиий
N открыт»»
Опубликовано 30.09,81, Бюллетень № 36 (53) У ДК 625. 2. .013.5(088.8!
Дата опубликования описания 3Q,09,81
1 !
l н!д
Р ! ф (72) Автор изобретения
В. П. Бондаренко (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО СОЕДИНЕНИЯ
МЕЖВАГОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ
БОНДАРЕНКО
Недостаток известного устройства для автоматического соединения межМ вагонных коммуникаций — низкая надежность вследстви воспринятия ими динамических нагрузок, возникающих во воемя движения.
Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к устройствам для автоматического соединения трубопроводов и электрических магистралей вагонов.
Известно устройство для автоматического соединения межвагонных коммуникаций, содержащее размещенные в подпружиненном относительно автосцепки корпусе с центрирующим ловителем соединительную головку с патрубком, охваченным возвращающей пружиной,контакты электрических цепей, скомпанованные двумя группами симметрично по обе стороны от соединительной головки, и зажим для удержания межвагонных коммуникаций в сцепленном состоянии f.lJ, Цель изобретения — повышение надежности путем устранения обрыва гибких участков соединяемых магистралей.
Поставленная цель достигается тем, что зажим выполнен в виде двух шарнирно закрепленных на корпусе разноплечнх рычагов, на коротком плече одного из которых закреплен дуговой замковый захват для взаимодействия с боковыми гранями паза, выполненного на поверхности соединительной головки устройства смежного вагона, причем другой рычаг коротким плечом шарнирно связантягой с длинным плечом пер-! вот о рычага и оба рычага свободными концами длинных плеч через башмаки и пружинные предохранительные накладки сопряжены с упруго-эластичной сферической оболочкой, расположенной на патрубке соединительной головки и сообщенной калиброванными отверстиями с патрубком, при этом на длинных плечах рычагов перпендикулярно к ним и с противоположных сторон жестко
867744
t0 закреплены дополнительные плечи,каж-дое из которых в своей промежуточной части шарнирно связано с корпусом соответствующей группы подпружиненных контактов электрических цепей, размещенных с возможностью перемещения в направляющих отверстиях, выполненных в корпусе устройства свонм свободt ным концом каждое из дополнительных плеч связано гибким поводком с авто( сцепкой, а подвеска корпуса устройства к автосцепке выполнена в виде телескопических резиновых гильз,охватываемых пружинами центрирующего ловителя.
Каждый из гибких поводков может быть выполнен в виде цепи с регулировочным винтом.
Каждое иэ дополнительных плеч рычагов может быть выполнено в виде вилки, охватывающей упругие элементы центрирующего ловителя.
Упруго-эластичная сферическая оболочка может быть выполнена из термостойкого синтетического материала, например многослойной лакоткани или тексторезины, Дуговой замковый захват и паз соединительной головки могут быть выполнены с трапециевидным пройилеми устао новлены между собой под углом 6-9.
На фиг, 1 схематически изображено устройство в сцепленном состоянии, вид сверху; на фиг. 2 — узел соединения соединительных головок зажимами.
Устройство для автоматического соединения межвагонных коммуникаций содержит корпус 1 с расположенными на его боковых приливах пружинами 2, которые противоположными концами совмест но с цепными поводками 3 прикреплены к кронштейнам 4, Кронштейны 4 уста новлены снизу на корпусе автосцепки (автосцепка на чертеже не показана).
B резьбовые отверстия, выполненные в кронштейнах 4, установлены также и регулировочные винты 5, к которым шарнирно прикреплены цепные поводки 3 °
Внутри каждой пружины 2 телескопически установлены резиновые направляющие гильзы 6, торцы гильз укреплены заодно с пружинами.
В боковых приливах каждого корпуса 1 выполнены направляющие отверстия, в них вставлены диэлектрические подвижные корпуса 7 контактов 8 электрических цепей, подпружиненных относительно друг друга изолированными пружинами 9 для обеспечения саморазъеди20
55 нения концевых электроцепей(электроцепи не показаны). Каждый диэлектрический корпус 7, имеющий выступ впереди, кинематически связан с рычагами зажима. Своим выступом корпус 7 упирается в самозакрывающийся щиток 10, закрепленный шарнирно на боковой части корпуса 1, Зажим выполнен в виде двух разноплечих рычагов 11 и 12, шарнирно соединенных между собой. тягой 13, причем свободными концами длинных плеч они через пружинные предохранительные накладки 14 и башмаки 15, опираются на упруго-эластичную сферическую оболочку )6. Концы оболочки 16 плотно закреплены стяжными хомутами 17. Хомуты
17, которые крепят передний конец упруго-эластичной сферической оболочки
16, заодно удерживают вставленные под них пружинные предохранительные накладки 14, а также являются и упором для возвращающей пружины 18 отжимающей вперед (к линии сопряжения) опор1 ную муфту 19, телескопически скользящую по наружной цилиндрической части корпуса 1 на своей графиторезиновой втулке 20 вместе с шарнирными опорами рычагов 11 и 12. дополнительные плечи которых посредством жестких тяг
21 шарнирно связаны с диэлектрическими корпусами 7 контактов электрических цепей. Чтобы при работе устройства раздвоенные гибкие тяги замкового механизма(цепные поводки 3)не запутывались в пружинах 2, дополнительные плечи рычагов ll и 12 выполнены вилкообразными.
Короткое плечо рычага 11 свободно продето через отверстие в боковой части корпуса 1 и на конце имеет перекошенный дуговой замковый захват 22, входящий в зацепление под углом 6-9 с боковыми гранями паза 23 соединительной головки соседнего сопрягаемого элемента. Перекошенный дуговой замковый захват 22 и наружный паз 23 в сечении соответственно имеют форму тра пеции со скругленными углами при вершине и выполнены с поверхностной термообработкой, В торце соединительных, головок каждого корпуса 1 выполнены проточки для установки резиновых уплотнительных самоподжимных колец 24.
В средней части каждый корпус l имеет боковые перепускные щелевидные калиброванные отверстия 25, сообщающие корпус 1, а следовательно, и всю
6 ними и опорную муфту 19, на которой они установлены. Под деиствием пружины 18 опорная муфта 19 на своей втулке 20 скользит по корпусу 1, передвигая вперед к линии сопряжения и рычаг ги ll и 12. Перемещаясь вперед и взаимодействуя друг с другом тягой 13, рычаги ll и 12 с помощью жестких тяг
2l придвигают к линии сопряжения диэлектрические корпуса 7 и одновременно поворачиваются на своих опорах под действием принимающей свою форму упруго-эластичной сферической оболочки 16 и пружинящих предохранительных накладок 14. Диэлектрические. корпуса
7 своими выступами отодвигают шитки
10 обнажая подвижные контакты 8 °
Далее перекошенный дуговой замковый захват 22 рычага 11 заходит в зацепление с наружным пазом 23 на головке соседнего сопрягаемого элемента, и магистрали соединяются. Соединяются также и подвижные контакты 8, и. дготавливая электроцепи для пропуска электротока. В таком положении соединение удерживается до гоявления в магистралях сжатого воздуха. При заполнении магистралей(когда концевые краны сцепленных вагонов открыты) сжатый воздух через перепускные отверстия
25 в корпусе 1 проникает в полость, образованную упруго-эластичной сферической оболочкой 16, медленно наполняя ее. Оболочка 16, расширяемая сжатым воздухом, взаимодействует со свободными концами длинных плеч рычагов
11 и 12, подпирая их своей выгуклой поверхностью и, таким образом, запи- рает зажим магистралей.
5 867744 магистраль с полостью, образованной покрывающей его упругоэластичной сферической оболочкой 16, воздействующей своей боковой наружной поверхностью на длинные плечи рычагов 11
5 и 12 при запирании.
На конце корпуса 1 укреплен патрубок 26 с соединительной головкой, соединенной с, такой же головкой типового соединительного воздушного рукава воздушной тормозной магистрали, имеющей концевой кран (не показаны), На боковых приливах корпуса 1 симметрично и притом с учетом обеспечения сопрягаемости, независимой от торцовых сторон сцепляемых вагонов, попарно расположены вогнуто-выпуклые центрирующие ловители, с одного . края, относительно продольной оси магистрали, имеющие подпружиненную пружиной 27 центрирующую вогнутую чашу 28, заканчивающуюся направляющей втулкой 29, вставленной, в свою очередь, в направляющую втулку 30 на корпус 1 и зафиксированную стопорным кольцом 31, а с другого края— центрирующую выпуклую чашу 32, заканчивающуюся центрирующим стержнем
33.
Устройство работает следующим об1О !
35 разом.
B ..исходном положении, т,е. перед сцепкой со смежным объектом-вагоном, устройство находится под корпусом автосцепки на полусжатых пружинах 2 и натянутых цепных поводках 3. Рыча ги ll и 12 вяесте со своей опорной муфтой 19 находятся в крайнем правом положении относительно корпуса l причем рычаг 1! своим передним пле40 чом с перекошеннымдвуговым замковым захватом 22 на конце продет через отверстие в корпусе 1, пружина 18 сжата, сжата также с боков и упруго-эластичная сферическая оболочка 16, подвижные контакты 8 разомкнуты.
При сближении вагонов в .конечный момент сцепки центрирующие ловители одного вагона взаимодействуют с аналогичными ловителями на другом вагоне и приводят устройство в положение,50 при котором оси передних головок корпусов устанавливаются друг против
L друга. За счет силы нажатия вагонов и до полного сцепления их автосцепок корпуса 1 давят друг на друга, сжимая 55 пружины 2. Взаимодействующие с пружинами 2 цепные поводки 3 ослабевают, отпуская рычаги 11 и 12, а вместе с
При расцеплении вагонов (концевые . краны закрыты и магистрали сообшены с атмосферой)под действием пружин 2 устройство в обратном порядке возвращается в .исходное положение.
При саморасцепе автосцепки (n случаях разрыва поезда), когда неисправность происходиг в пути следования, соединительное устройство дублирует работу ее механизма, воспринимая силы. тяги на себя; полный саморасцеп возможен лишь при превышении усилий запирания растягивающими усилиями. В этом случае, несмотря на давление воздуха в магистралях, каждая упругоэластичная оболочка 16 сожмется с боков под действием башмаков 15 длинных плечей рычагов 11 и 12 зажима, устройство разомкнется и под дейст7 86 вием пружин 2 возвратится в исходное положение.
При сцеплении вагонов, когда один из них не оборудован предлагаемым устройством (в переходный период1 соединение магистралей производится вручную — отсоединением головки штатного воздушного рукава от задней соединительной головки 26 оборудованного вагона и соединением его с воздушным рукавом противоположного необорудованного вагона.
Предлагаемое конструктивное выполнение устройства позволяет значительно повысить его надежность.
Формула изобретения
1. Устройство для автоматического соединения межвагонных коммуникаций, содержащее размещенные в подпружиненном относительно автосцепки корпусе с центрирующим ловителем соединительную головку с патрубком, охваченным возвращающей пружиной, контакты электрических цепей, скомпанованные двумя группами симметрично по обе стороны от соединительной головки, и зажим для удержания межвагонных коммуникаций в сцепленном состоянии, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, указанный зажим выполнен в виде двух шарнирно закрепленных на корпусе разноплечих рычагов, на коротком плече одного иэ ко4г торых закреплен дуговой замковый захват для взаимодействия с боковыми .гранями паза, выполненного на поверхности соединительной головки устройства смежного вагона, при этом другой рычаг коротким плечом шарнирно связан тягой с длинным плечом первого рыча га и оба рычага свободными концами длинных плеч через башмаки и пружинные предохранительные накладки сопряжены с упруго-эластичной сферической оболоч7744 8 кой, расположенной на патрубке соединительной головки .и сообщенной калиброванными отверстиями с упомянутым. патрубком, при этом на длинных плечах указанных рычагов перпендикулярно к ним и с противоположных сторон-жестко закреплены дополнительные плечи, каждое из которых в своей промежуточной части шарнирно связано с корпусом соответствующей группы подпружиненных контактов электрический цепей, размещенных с возможностью перемещения в направляющих отверстиях, выполненных в корпусе устройства, причем своим свободным концом каждое из дополнительных плеч связано гибким поводком с автосцепкой, а подвеска корпуса устройства к автосцепке выполнена в виде телескопических резиновых гильз, охватываемых пружинами центрирующего ловителя.
2, Устройство по п.1, о т л и—
«т ч а ю щ е е с я тем, что каждый из гибких поводков выполнен в виде цепи с регулировочным винтом, 3. Устройство по пп 1 и 2, о т л ич а ю щ е е с я тем, что каждое из дополнительных плеч рычагов выполнено в виде вилки, охватывающей упругие элементы центрирующего ловителя.
4. Устройство по пп 1-3, о т л ич а ю щ е е с я тем, что упруго-эластичная сферическая оболочка выполнена из термостойкого синтетического материала, например многослойной лакоткани или тексторезины.
5. Устройство по пй 1-4, о т л ич а ю щ е е с я тем, что дуговой замковый захват и паз соединительной головки выполнены с трапециевидным
4О профилем и установлены между собой под углом 6-9
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
4> 1. Авторское свидетельство СССР
11 423695, кл. В 61 g 5/08, 31.01.73 (прототип).
867744.Составитель А. Поляков
Редактор Н. Бушаева Техред Л,Пекарь Корректор Г. Назарова
Заказ 8197/21 Тираж 554 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 5-35, Раушская наб.,д, 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4





