Переносная моторная пила
Союз Советских
Социалистических
Республик н11865658 (61) Дополнительное к авт. свид-еу (22) Заявлено 060875 (21) 2160937/29-15 с присоединением заявки М (23) Приоритет
51)М. Кл З
В 27 В 17/00
Государственный комитет
СССР ио дедам изобретений и открытий
Опубликовано 23.09.81. Бюллет®Hs " (53) УДХ 634. О. .362.7:621.936. .6 (088.8) Дата опубликования описания 230981 (72) Автор изобретения
Э.А.Келлер
h c
1, Пермский политехнический ин титут
t (71) Заявитель (54) ПЕРЕНОСНАЯ МОТОРНАЯ ПИЛА
Изобретение относится к переносным моторным пилам и может найти применение на машиностроительных заводах, выпускающих мотопилы.
Известна переносная моторная пила, включающая жестко соединенные между, собой двигатель и пильный аппарат, связанную с двигателем посредством упругих элементов опорную раму с рукоятками управления и бензобаком 1 .
Однако эта конструкция имеет значительный уровень вибрации на рукоятках управления.
Наиболее близкой по достигаемому результату к предлагаемой конструкции является переносная моторная пила, содержащая жестко соединенные между собой двигатель и пильный аппарат, связанную с двигателем посредством упругих элементов опорную раму 2О с рукоятками управления и бензобаком, причем ось цилиндра двигателя совмещена с одной из главных центральных осей инерции пилы, а центр тяжести пилы расположен в плоскости осей коленчатого вала и цилиндра двигателя 21.
Однако и в этой конструкции создаются интенсивные вертикальные колебания, боковая и продольная качка и рыскание, а также возникает гироско- пический момент, которые приводят к значительным амплитудам колебаний двигателя и рукояток.
Цель изобретения — снижение амплитуд пространственных колебаний двигателя и опорной рамы.
Цель достигается совмещением другой главной центральной оси инерции пилы с осью коленчатого вала.
На чертеже изображена переносная моторная пила, общий вид.
Двигатель 1 жестко соединен с пильным аппаратом 2. Рукоятки 3 и бензобак 4 жестко соединены в опорную раму 5, связанную с двигателем 1 тремя равножесткими упругими элементами 6-8 ° Равная жесткость каждого упругого элемента обеспечивается тем, что длина каждой из двух рабочих час- тей винтовой пружины, установленной без натяга, в 1,45-1,55 раза больше ее среднего диаметра.
Главные центральные оси инерции двигателя Зк, J>, 3 и опорной рамы совпадают между собой х, э и являются главньпии центральными осями инерции пилы, а ось цилиндра двигателя 1 проходит через его центр
9 тяжести и совпадает с осями 3z, Центры тяжести упругих элементов 6-8
865658
Формула изобретения
2я
У1 .9
ВНИИпИ Заказ 7952/26 Тираж 531 Подписное
Филиал ПП11 "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 расположены в плоскости 3у,, 3, совпадающей с плоскостью пильного аппарата 2. Продольная ось переднего упругого элемента 6 совпадает с главной центральной осью инерции двигателя 3, а продольные оси задних упругих элементов 7 и 8 перпендикулярны плоскости пильного аппарата 2 и расположены симметрично оси Э1 . Это приводит к совмещению главных центральных осей х, у, z. жесткости системы упругих элементов 6-8 с осями
Л», ly 3 . центры тяжести 10 пильного аппарата и бензобака расположены в плоскости Л„, 3, а их координаты выбираются так, чтобы совместить главную центральную ось инерции 15 пилы З с осью 0-0 коленвала.
Работа мотопилы осуществляется следующим образом.
Поскольку суммарная жесткость упругих элементов, соединяющих дви- 2О гатель с опорной рамой, значительно больше (в 2-4 раза) суммарной жесткости костно-мышечных тканей рук оператора, то главные центральные оси инерции 3y Д, 32 являются ос<МН 25 вокруг и вдоль которых пила, как жесткое тело, совершает угловые и линейные колебания в пространстве под действием сил и моментов от двигателя. Совмещение главной централь— ной оси инерции пилы Jz с осью цилинд- ЗО ра двигателя позволяет устранить дополнительные линейные колебания пилы вдоль осей х и, а также продольную качку (угловые колебания пилы вокруг оси Л-). Совмещение главной централь- З5 ной оси инерции пилы Лх с осью коленчатого вала 0-0 позволяет устранить боковую качку (угловые колебания вокруг оси 3 ) и рыскание (угловые колебания вокруг оси 3z) мото- 4О пилы. Устранение продольной качки и рыскания пилы предотвращает появление гидроскопического момента и, следовательно позволяет уменьшить дополнительные динамические нагруз ки на узлы мотопилы и улучшить управляемость пильным аппаратом.
Совмещение главных центральных осей инерции пилы с главными центральными осями жесткости системы упругих элементов и использование равножестких амортизаторов приводит к устранению связности форм колебаний пилы, сужению спектра собственных частот, и как следствие, к отстройке системы от резонансных зон и эффектному снижению амплитуд пространственных колебаний двигателя и рукояток опорной рамы.
Переносная моторная пила, содержащая жестко соединенные между собой двигатель и пильный аппарат, связанную с двигателем посредством упругих элементов опорную раму с рукоятками управления и бензобаком
I причем ось цилиндра двигателя совмещена с одной из главных центральных осей инерции пилы, а центр тяжести пилы расположен в плоскости осей коленчатого вала и цилиндра двигателя, о т л и ч а ю щ а я с ÿ тем, что, с целью снижения амплитуд пространственных колебаний, другая главная центральная ось инерции пилы совпадает с осью коленчатого вала.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Полищук A.Ï. и др. Моторные инструменты для лесозаготовок. М., 1970, с.18-20.
2. Авторское свидетельство СССР
Р 480543, кл. В 27 В 17/00, 1974 (прототип).

