Переносная моторная пила
0 П И С А И И r: ()844279
ИЗОБРЕТЕНИЯ союз Совотскйх
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 07.05.79 (21) 2763389/29-15 с присоединением заявки № (51) М, Клз
В 27В 17/00 (43) Опубликовано 07.07.81. Бюллетень № 25 (53) УДК 621.936.6 (088.8) (45) Дата опубликования описания 07.07.81 ло делам изобретений и открытий (71) Заявитель
Пермский политехнический институт (54) ПЕРЕНОСНАЯ МОТОРНАЯ ПИЛА
Государственный комитет (23) Приоритет
Изобретение относится к переносным моторным пилам и может быть использовано в лесной промышленности.
Известны переносные моторные пилы, включающие двигатель с пильным аппаратом, стойку, раму с рукоятками, бензобак, выполненный в виде кольца, установленного соосно стойке, упругие элементы, связывающие раму, бензобак и стойку, установленные через равные угловые интервалы по окружностям, центры которых расположены на оси цилиндра двигателя (1).
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемой пиле является переносная моторная пила, включающая двигатель с пильным аппаратом, полую стойку с окном, в которой соосно с ней расположен цилиндр двигателя, раму с рукоятками, бензобак и связывающие полую стойку с бензобаком упругие элементы (2) .
Однако в такой пиле уровень снижения вибрации рукояток оказывается недостаточным.
Целью изобретения является повышение виброизоляции рукояток в направлении оси цилиндра двигателя.
Для этого пила снабжена промежуточной опорой, которая установлена между рамой и бензобаком и связана с ними посредством упругих элементов, причем связывающие полую стойку с бензобаком и бензобак с промежуточной опорой упругие элементы выполнены в виде плоских пружин
5 и установлены по окружности через равные угловые интервалы наклонно и симметрично относительно бензобака.
На фиг. 1 изображена переносная моторная пила; на фиг. 2 — то же, вид сверху.
10 Пила включает двигатель 1 с пильным аппаратом 2, стойку 3 с полостью, в которой соосно расположен цилиндр 4 двигателя 1, и продувочным окном 5 для выхода воздуха, охлаждающего цилиндр 4, раму 6
15 с рукоятками 7, бензобак 8, выполненный в виде кольца, установленного соосно стойке 3. Промежуточная опора 9 установлена между бензобаком 8 и рамой 6 соосно стойке 3. Рама 6 имеет главные центральные
20 оси инерции, совпадающие с направлением осей Х, Y, Z, а ось Z совпадает с осью цилиндра 4 двигателя 1.
Упругие элементы 10 — 12 связывают опору 9 с рамой 6 и выполнены, например, в виде равножестких цилиндрических пружин, установленных без натяга с отношением рабочих длин к среднему диаметру, равным 1,45 — 1,55.
Оси упругих элементов 10 — 12 находятЗо ся в плоскости ХУ, пересекаются в центре
844279 тяжести бензобака 8 и расположены через равные угловые интервалы. Эти упругие элементы равномерно удалены от центра тяжести бензобака 8, причем ось элемента
10 параллельна рукояткам 7 и совпадает с осью Y. Это приводит к совпадению главных центральных осей жесткости системы упругих элементов с осями Х, Y, Z.
Упругие элементы 13 и 14 связывают бензобак 8 и опору 9 и выполнены в виде плоских, расположенных под острыми равными углами и, к бензобаку 8 пружин, которые равномерно распределены по окружности r с одинаковым шагом на бензобаке 8, опоре 9 и стойке 3 и жестко прикреплены к ним. Оба каскада элементов 13 и 14 установлены в зеркальном отображении по отношению к бензобаку 8. Последний может быть выполнен с ячеистой структурой, причем ячейки связаны калиброванными отверстиями и их объем уменьшается по направлению к сливному отверстию. Для повышения надежности пилы стойка снабжена ограничителем 15, расположенным по ее оси, который проходит через отверстия бензобака 8 и опоры 9. Последняя снабжена шлицевым соединением 16 для устранения реактивного момента, действующего со стороны элементов 14.
Пила работает следующим образом.
Двигатель 1 генерирует пространственные колебания, которые через стойку 3, элементы 13 и 14, опору 9 и элементы 10—
12 передаются на рукоятки 7 рамы 6. Совпадение оси цилиндра 4 двигателя 1 с главной центральной осью инерции рамы 6 и центром тяжести этого двигателя позволяет устранить дополнительные угловые колебания двигателя и рамы и уменьшить уровень вибрации на рукоятках. Выполнение стойки 3 в виде дефлектора, охватывающего цилиндр, упрощает конструкцию пилы и позволяет устранить резонансы изгибных и крутильных колебаний этой стойки на рабочих режимах моторной пилы, т. е. снизить уровень вибрации, передаваемой на элементы 13, 14 и 10 — 12.
Совпадение главных центральных осей инерции рамы 6 с главными центральными осями жесткости системы элементов 10—
12 приводит к устранению связности пространственных форм колебаний рамы 6, что сужает спектр собственных частот системы и улучшает пространственную виброизоляцию рукояток 7. Использование равножестких элементов 10 — 12 позволяет дополнительно сузить спектр собственных частот системы и повысить виброизолирующий эффект. Закрепление бензобака 8 при помощи элементов 13 и 14 позволяет обеспечить в направлении оси цилиндра 4 двигателя 1 трехкаскадную виброизоляцию, причем этот бензобак и опора 9 играют роль
55 бО
О
ЗО
35 промежуточных масс. Использование в качестве элементов 13 и 14 наклонных плоских пружин приводит при перемещении стойки 3 или опоры 9 вдоль оси Z к повороту бензобака 8 относительно оси Z, т. е. дополнительно возбуждаются вынужденные угловые колебания одной из промежуточных масс — бензобака 8.
Величина приведенной промежуточной массы — бензобака 8 возрастает за счет дополнительной кинетической энергии от ее угловых колебаний (инерции вращения) на величину:
Ьт= 2
tea 12 где р — радиус инерции бензобака 8 относительно оси Z;
r — радиус окружности установки элементов 13 и 14; сс — угол наклона элементов 13 и 14 к поверхности бензобака 8.
Совершая линейные и угловые колебания, бензобак 8 преодолевает инерцию поступательного и вращательного движений и, существенно поглощая энергию вибраций, обеспечивает повышение эффективности виброизоляции рукояток 7 в направлении оси Z без увеличения веса бензобака
8 и моторной пилы в целом. Выполнение этого бензобака с ячеистой структурой позволяет дополнительно повысить приведенную массу его за счет приведенной массы топлива, участвующей в колебаниях бензобака, и повысить виброизолирующий эффект подвески рамы.
Формула изобретения
Переносная моторная пила, включающая двигатель с пильным аппаратом, полую стойку с окном, в которой соосно с ней расположен цилиндр двигателя, раму с рукоятками, бензобак и связывающие полую стойку с бензобаком упругие элементы, отличающаяся тем, что, с целью повышения виброизоляции рукояток в направлении оси цилиндра двигателя, пила снабжена промежуточной опорой, которая установлена между рамой и бензобаком и связана с ними посредством упругих элементов, причем связывающие полую стойку с бензобаком и бензобак с промежуточной опорой упругие элементы выполнены в виде плоских пружин и установлены по окружности через равные угловые интервалы наклонно и симметрично относительно бензобака.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 460995, кл, В 27В 17/00, 1973.
2. Авторское свидетельство СССР № 557541, кл. В 27В 17/00, 1975 (прототип), 844279
Фиг./
Фиг.2
Составитель И. Карболин
Редактор 3. Бородкина Техред А. Камышникова Корректоры: Е. Осипова и О. Тюрина
Заказ 1555/4 Изд. № 448 Тираж 530 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2


