Роторная машина
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТИЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалнстииескик
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 24. 12.79 Ii21) 2857129/25-06 (51)M с присоединением заявки ЙФ (23) ПриоритетF 04 С 9/00
Государственный комитет, СССР во делам изобретений н открытий
Опубликовано 230781. бюллетень N9 27 (53) УДЫ 621 ° 662 (088. 8) Дата опубликования описания 230781 (72) Авторы изобретения
P. Ю.Бансевичюс, Г. В. Бисигирскис и К.M. Рагульскис о (7 ) Заявитель
Каунасский политехнический институт им. Антанаса Снечкуса (54) POTOPHAH МАШИНА
Изобретение относится к машиностроению, в частности к роторным машинам.
Известна роторная машина, содержащая корпус с размещенным в нем статором, ротор, выполненный в виде двух пар сегментов, каждая иэ которых через подшипники качения насажена на его ось, торцовые крышки, впускные и выпускные патрубки н механизм
:перемещения сегментов 11 °
Недостатком известной роторной машины является низкая надежность работы.
Цель изобретения - повышение надежности работы.
Укаэанная цель достигается тем, что механизм перемещения сегментов выполнен в виде пружин, размещенных в. полостях между сегментами, и постоянных магнитов, установленных в местах крепления выпускных патрубков, смещенных! на угол 90 относительно впускных патрубков, причем сегменты
-выполнеиьГиз магнитомягкой стали, торцовые крынки - иэ немагнитного ма териала, а ставор снабжен пазами, в которых размещена электрическая обмотка.
На фиг.1 представлена роторная машина поперечный разрез; на фиг.2
> разрез Б-Б на фиг. 1.
Роторная машина содержит корпус 1, в котором размещен статор 2, в пазах
3 которого размещена электрическая обмотка 4, ротор1 выполненный в виде сегментов 5-8, йзготовленных из магнитомягкой стали и смещенных. относительно друг друга на угол 90", причем сегменты, расположенные на противоположных сторонах относительно оси
9 ротора, жестко соединены между собой и образуют две пары 5,7 и 6,8, каждая из которых через подшипники
10 качения насажена на ось 9. Между. парами 5,7 и 6,8 образованы полости
11 и 12,в которых размещены пружинЫ
13.
Кораус 1 закрыт торцовыми кринками 14, которые изготовлены из немагнитного материала и снабжены выпускныьы патрубками 15, расположенными
25 на противоположных сторонах относительно оси 9. В местах крепления выпускных патрубков 15 установлены постоянные магниты 16 и 17, образующие с пружинами 13 механизм переьк щения сегментов 5-8. Впускные патрубки 18
848754 смещены относительно выпускных на угол 90
Роторная машина в режиме насоса работает следующим образом.
При подключении обмотки 4 к источнику трехфазного напряжения создается вращающий момент, и сегменты 5,7 и 6,8 начинают вращаться. Под влиянием постоянных магнитов. 16 и 17 пары 5,6 и 7,8 сегментов притягиваются друг к другу, и объем полостей 11 на,чинает уменьшаться а объем полостей
12 — увеличиваться, т.е. происходит процесс нагнетания и всасывания. При этом максимальное сжатие и расширение полостей достигается при по- вороте ротора на угол 90 . Когда о пары 5, 7 и 6, 9 сегментов повернутся на угол 180, сила притяжения постоянных магнитов 16 и 17 равна нулю, и пары 5,7 и 6,8 сегментов занимают нейтральное положение. При повороте ротора на угол от 180о до
270 происходят процессы всасыв ания и нагнетания, аналогичные процессам всасывания и нагнетания при повороте о ротора на угол от 0 до 90 . При дальнейшем повороте от 270 до 360 сегменты занимают нейтральное положение. Наибольшая произв одител ьност ь и максимальный коэффициент полезного действия получается в ре э он анс ном случае, когда собственная частота . крутильных колебаний упругой системы: сегмент 5 — пружина 13 — сегмент
6 в два раза больше угловой скорости.
Технико-экономический эффект заключается в увеличении ресурса работы роторной машины в 2-3 раза вследствие исключения трения между перемещающимися деталями.
Формула изобретения
Раторная машина, содержащая корпус с размещенным в нем статором, ротор, выполненный .в виде дэух пар сегментов, каждая из которых через подшипники качения насажена на его ось, торцовые крышки, впускные и выпускные патрубки и механизм переме35 щения сегментов, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что с целью повышения надежности работы, механизм перемещения сегментов выполнен в виде пружин, размещенных в полос тях между се гменЩ тами, и постоянных магнитов, установленных в местах крепления выпускных патрубков, смещенных на угол 90 отoi носительно впускных патрубков, причем сегменты выполнены из магнитомягкой стали, торцовые крышки — из немагнитного материала, а статор снабжен пазами, в которых размещена электрическая обмотка.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 43516, кл. F 01 С 1/00, 1933.
8487 . 4
Д-Д
И
Фиг.! 7
15 у / 15
Фиг.2
Составит ель В . Ыарыпов
Редактор В.Данко Техред Н.Бабурка Корректор Е.Рошко
Заказ 6042/40 Тираж 712 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035,Мо ..ква, Ж-35, Раушская наб.,д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4


