Неполноповоротный гидравлический силовой механизм
Неполноповоротный гидравлический силовой механизм относится к области машиностроения и может быть использован в системах управления подачей рабочего тела, например, на нефте- и газопроводах, в исполнительных приводах летательных аппаратов, технологических машин и др. Силовой механизм содержит ротор, статор, уплотнительную перемычку. Ротор выполнен в виде выходного вала с лопастью. Статор выполнен с ограничителями поворота ротора и каналами для подвода и отвода рабочего тела к рабочим полостям. Статор установлен в корпусе с возможностью поворота относительно корпуса. На внутренней поверхности корпуса выполнен паз с ограничителями поворота статора. На наружной поверхности статора выполнен выступ, размещенный внутри паза корпуса. Ограничители поворота статора выполнены под углом, определяемым из соотношения: =
-
+
, где
- угол между ограничителями поворота ротора;
- угол между поверхностями лопасти в плоскостях, проходящих через точки взаимодействия с ограничителями поворота ротора;
- угол между поверхностями выступа статора в плоскостях, проходящих через точки взаимодействия с ограничителями поворота статора. На статоре выполнены элементы подключения устройства передачи вращательного момента. Изобретение позволяет повысить надежность и расширить функциональные возможности механизма. 1 ил.
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в системах управления подачей рабочего тела, например, на нефте- и газопроводах, в исполнительных приводах летательных аппаратов, технологических машин и др.
Нередко при управлении подачей жидкостей и газов возникает задача быстрого открытия запорно-регулирующего органа (ЗРО), например заслонки или шарового крана, на станциях перекачки нефте- и газопроводов, затем высокоточного регулирования заданных параметров (давления или расхода) с существенно меньшими скоростями и быстрого закрытия ЗРО по окончании или при прерывании технологического процесса. При этом кратковременно развиваемая мощность при преодолении существенных нагрузок (в основном сил трения и гидродинамических сил в ЗРО) с большими скоростями в процессе открытия и закрытия ЗРО нередко более чем на порядок превышает длительно развиваемую мощность в процессе плавного регулирования параметров. Использование одного типа привода, например высокоточного цифрового или шагового электропривода, во всем диапазоне условий эксплуатации требует производить выбор приводного электродвигателя и редуктора по пиковым режимам работы. Тогда для основного длительного режима мощность, габариты и масса привода оказываются существенно завышенными. Кроме того, это приводит к завышенным габаритам и массе электронного блока, необходимого для коммутации больших токов в фазных обмотках электродвигателя, так как требует применения мощных силовых транзисторов, устанавливаемых для отвода выделяемой в тепло энергии на громоздких радиаторах, а возможно и применения принудительной вентиляции. Решение указанной задачи при помощи только электрогидравлического привода по условию высокой точности позиционирования на основном режиме требует применения, например, многоразрядного цифрового привода с прецизионными разрядными электрогидравлическими усилителями мощности и сложным гидромеханическим суммирующим механизмом. Конструктивная сложность такого привода, а следовательно, и его стоимость существенно превысят сложность и стоимость электропривода на аналогичные условия работы. Использование же газа в качестве рабочего тела при наличии инерционной нагрузки вообще не представляется возможным из-за свойственных газовым приводам большого времени запаздывания, неплавности движения выходного звена силового механизма и значительных величин перерегулирования переходных процессов вследствие большой сжимаемости газа. Одним из решений поставленной задачи является использование на пиковых режимах при открытии и закрытии ЗРО энергии газа или жидкости под давлением с подводом и отводом рабочего тела в полости силового механизма при помощи двухпозиционного распределителя, а на основном режиме плавного регулирования параметров - маломощного высокоточного электропривода, например, описанного в [1] . Комбинирование двух типов приводов повышает надежность системы, так как имеется два канала (дублирование) в случае необходимости аварийного закрытия ЗРО. Известен силовой механизм-аналог, описанный в [2], представляющий собой неполноповоротный гидродвигатель, содержащий корпус, вал с лопастью, неподвижную перегородку и уплотнения. Такой силовой механизм имеет только гидравлический вход и не позволяет реализовать высокоточное позиционирование выходного вала. В качестве силового механизма-прототипа выбран неполноповоротный гидравлический силовой механизм, содержащий ротор в виде выходного вала с лопастью, статор с ограничителями поворота ротора и каналами для подвода и отвода рабочего тела к рабочим полостям, уплотнительную перемычку [3]. Недостатком силового механизма-прототипа является одновременное выполнение статором силозамыкающей функции корпуса, что не позволяет использовать такой силовой механизм в комбинированной системе, например, совместно с высокоточным следящим электроприводом из-за невозможности осуществления кинематической развязки валов обоих типов приводов. Техническим результатом настоящего изобретения является расширение функциональных возможностей силового механизма и повышение его надежности. Технический результат достигается тем, что в известном неполноповоротном гидравлическом силовом механизме, содержащем ротор в виде выходного вала с лопастью, статор с ограничителями поворота ротора и каналами для подвода и отвода рабочего тела к рабочим полостям, уплотнительную перемычку, статор установлен в корпусе с возможностью поворота относительно корпуса, на внутренней поверхности корпуса выполнен паз с ограничителями поворота статора, при этом на наружной поверхности статора выполнен выступ, размещенный внутри паза корпуса, а ограничители поворота статора выполнены под углом, определяемым из соотношения






5, 6 - ограничители поворота статора;. 7 - выступ статора;
8 - лопасть;
9, 10 - ограничители поворота ротора;
11, 12 - рабочие полости;
13, 14 - каналы для подвода и отвода рабочего тела к рабочим полостям;
15 - уплотнительная перемычка;
16 - крышка;
17, 18, 19 - подшипники;
20 - уплотнение;
21 - входной вал статора. Силовой механизм выполнен в виде моментного гидроцилиндра. Внутри корпуса 1 на подшипнике 18 установлен статор 2, имеющий входной вал 21, на котором могут быть выполнены элементы для подключения устройства передачи вращательного момента, например шлицы, шпонка, зубчатое колесо и т.д. В корпусе 1 выполнен паз 4 и ограничители поворота статора 5 и 6. Внутрь паза 4 введен выступ статора 7. Таким образом, статор 2 имеет возможность поворота на угол до






























1. Белицкий Д. С., Жарков М.Н., Стоялов В.В. и др. Электромеханический привод в системе управления режимами жидкостных ракетных двигателей// Известия академии наук. Теория и системы управления, 1996, N 1, с. 118-124. 2. Свешников В. К., Усов А.А. Станочные гидроприводы. Справочник. -М.: Машиностроение, 1982. 3. Башта Т.М. Гидропривод и гидропневмоавтоматика. -М.: Машиностроение, 1972. 4. Гидравлика, гидромашины и гидроприводы: учебник для машиностроительных вузов/Т.М.Башта, С.С.Руднев, Б.Б.Некрасов и др. М.: Машиностроение, 1982.
Формула изобретения




где



при этом на статоре выполнены элементы подключения устройства передачи вращательного момента.
РИСУНКИ
Рисунок 1