Способ соединения деталей
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскнд
Социалистическим
1зеспублмн (111846214
=-ф (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 040477 (21) 2472223/25-27 (я}м. к,. с присоединением заявки М (23) Приоритет
В 23 P 11/02
Государственный комитет
СССР оо делам изобретений и открытий
Опубликовано 150.781. Бюллетень N9 26
Дата опубликования описания 150781 (53) УДЫ 858.515 (088. 8) (72) Авторы изобретения
И.В. Кудрявцев, Н.М. Саввина и . P.E. ГрудсЖпг — --.
I с
r; f
Центральный научно-исследовательский Институт" - технологии машиностроения (71) Заявитель (54) СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЯ
Изобретение относится к машиностроению в частности к неподвижным
1 ,соединениям деталей типа вал-втулка.
Известен способ соединения деталей типа вал-втулка, эаключаки ийся в посадке с натягом охватываю-. щей детали на охватываемую (11 .
Однако прочность прессовых посадок на сдвиг оказывается недостаточной. Кроме того, этот способ соединения не уменьшает контактную коррозию, что снижает срок службы прессового соединения.
Цель изобретения — повышение долговечности соединения деталей типа вал-втулка.
Эта цель достигается тем, что
;согласно способу соединения деталей типа вал-втулка, заключающемуся в посадке с натягом охватывающей детали на охватываемую, после посадки на охватываемой детали в зоне, прилегающей к торцу охватывающей детали, формуют кольцевую канавку с радиусом ее образующей от
0,01 до 0,1 диаметра охватываемой детали и глубиной от 0,05 до 0,2 радиуса образующей.
При формировании канавки появ ляется наплыв металла, являющийся упором, препятствующим относите льному перемещению соединяемых деталей. Кроме того, в наклепанной зоне повышается твердость материала и возникают благоприятные остаточные ажимаюцие напряжения.
На фиг.1 изображена схема, поясняющая последовательность операций данного способа; на фиг. 2 схема образования наплывов металла при формировании канавки роликом под углом 45о к оси соединения;
15 3 90о к оси соединения.
На охватываемую деталь 1 напрессовывавт охватывающую деталь 2.
Затем на охватываемой детали в зоне
2р прилегающей к торцу охватывающей детали,формуют роликом 3 кольцевую канавку с радиусом ее образующей от 0,01 до 0,1 диаметра охватываемой детали и глубиной от 0,05 до
25 0,2 радиуса образующей.
Обкатывание роликом можно производить под углом . Р 45 и 90 о -о к оси соединения. При этом по обе стороны от канавки образуются напЗр лывы металла, препятствующие сдви846214 гу охватывающей детали 2 относитель но охватываемой 1.
В зависимости от конструкции соединения канавку выполняют и по другую сторону от охватывающей детали. На схемах образования наплыва металла при формировании канавки роликом под углом ф 45о,и 90с изображен профиль 4 Инструмента в исходном состоянии, исходный профиль
5 продольного разреза соединения, профиль 6 продольного разреза вала и втулки после формования канавки усйлием P на валу глубиной h.
Пример . На вал иэ стали
34 ХН1Н диаметром 45 юл напрессована втулка из того же материала с наружным диаметром 70 мм. Запрессовка проводится с нагревом охватывающей детали до 350О . После запрессовки в зоне, прилегающей к торцу охватывающей детали 2, роликом формуют кольцевую канавку. Радиус ролика и 2 мм, глубина h 0,4 мм, угол наклона ролика Ф 45 . При испытании этого образца на изгиб по симметричному цнклу с передачей усилия через втулку установлено, что сопротивление усталости повышается (по сравнению с образцом без канавки) с
9,5-11,5 кг/мм до 28 кг/mP, т.е. в 3 раза.
Для определения осевого сдвигового усилия используется прессовое соединение иэ стали 3. На вал диаметром 30 мм напрессовывается с натягом 0,05 мм втулка с наружным диаметрбм 70 мм. Усилие запрессовки Р составляет 5350 кг. Затем проводят частичную распрессовку с определением максимального усилия, которое оказывается равным 5780 кг.
Потом роликом R 2 мм Формируют канавку на валу глубиной h 0 4 мм о
Угол наклона ролика 45 . Максима льное распрессовочное усилие в данном случае составляет 7670 кг
У т.е. повышается на 333.
В результате применения данного способа значительно повышается ус30 талостная прочность прессового соединения, уменьшается контактная коррозия на взаимодействующих поверхностях и увеличивается сопротивление сдвигу охватывающей и охватываемой деталей. Это приводит к
>$ увеличении срока службы прессового соединения в 1,5-2 раза.
Формула изобретения
Способ соединения деталей типа вал-втулка, заключающийся в посадке с натягом охватывающей детали на охватываемую, о т л и ч а ю щ.и и
25с я долговечности, после посадки на охватываемой детали в зоне, прилегающей к торцу .охватывающей детали, формуют кольцевую канавку с радиусом ее образующей от 0,01 до 0,1
30 диаметра охватываемой детали и глубиной от 0,05 до 0,2 радиуса образующей. !
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
3$ 1. Добровольский В.A. и др. Детали машин. Киев-Москва, 1957, с. 108-109.
846214
Составитель С. Пуцинская
РЕДахтор Н. Минко ТехрЕд Н.Келущак . Корректор Л.Иван
Заказ 5294/15 Тираж 1148 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, NDQKBa, Ж-35, Раушская наб;, д.4/5
Филиал ППП "Патент", r.Óæãoðîä, ул.Проектная, 4.



