Способ сборки деталей с натягом типа вал-втулка
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (») 749615 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 30.01.78 (21) 2573331/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.а
В 23 P 11/02
Гооударственный комнтет
СССР (53) УДК 658.515 (088.8) Опубликовано 23.07.80. Бюллетень № 27
Дата опубликования описания 29.07.80 ло делам наобретеннй н открмтнй (72) Авторы из обрете ни я
Ю. К. Вишняков и В. Г. Василенко (71) Заявитель (54) СПОСОБ СБОРКИ ДЕТАЛЕЙ С НАТЯГОМ
ТИПА ВАЛ-ВТУЛКА
Изобретение относится к механосборочным работам, в частности к способам сборки тонкостенных длинномерных деталей с натягом.
Известен способ сборки деталей с натягом типа вал-втулка путем нагрева охватывающей детали (1) .
Однако известный способ не обеспечивает сборку с натягом длинномерных деталей, так как в процессе сборки созданный нагревом охватывающей детали посадочный зазор уменьшается до нуля из-за быст- 10 рого выравнивания температур при контакте охватывающей и охватываемой детали, в начальный момент сборки.
Цель изобретения — обеспечение качества сборки длинномерных деталей.
Указанная цель достигается за счет то15 го, что охватывающую деталь нагревают через промежуточный элемент в виде легкоплавкого металла, например олова, не смачивающего поверхность охватывающей детали. 20
Сущность изобретения поясняется чертежом.
Способ состоит в том, что охватывающую деталь в виде втулки 1 перед установкой на вал 2 нагревают через промежуточный элемент 3, для чего в зазор между нагревателем 4 и втулкой 1 вводят легкоплавкий металл, смачивающий поверхность нагревателя 4 и не смачивающий поверхность втулки l. В качестве такого металла может быть использовано олово.
После того как нагреватель 4 нагреет втулку 1 для получения необходимого при сборке зазора между втулкой 1 и валом 2, приступают к установке втулки 1 на вал 2.
При этом через находящийся в зазоре между втулкой 1 и нагревателем 4 промежуточный элемент 3 происходит постоянная передача тепла от нагревателя 4 ко втулке 1, что препятствует быстрому выравниванию температуры и уменьшению зазора между втулкой 1 и валом 2.
После сборки втулки 1 и вала 2 и выравнивания температур соединяемых деталей, нагреватель удаляют вместе с промежуточным элементом 3.
Осуществление способа иллюстрируется примером.
На бериллиевый стержень р 67 мм, длиной 500 мм с натягом до 0,06 мм надевается чехол (охватывающая деталь) из не749615
Формула изобретения
ЦНИИПИ Заказ 4405!4 Тираж 1160 Подписное
Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4 ржавеющей стали, например, 08Х 18Н10Т, толщиной О,1 мм, ф 67 мм и длиной кратной длине стержня.
Чехол устанавливается между разъемными медными накладками неподвижного нагревателя. На медные накладки нанесено
5 олово, которое удерживается на накладках при разогреве, при этом чехол из нержавеющей стали не смачивается. Для выбора зазора при сборке между чехлом и нагревателем на медных накладках имеются пружины. Устройство нагревается до темпера- ð туры 400 С. Стержень установлен в подвижных центрирующих элементах либо перемещается в этих элементах самостоятельно.
Благодаря существующему зазору 0,3—
0,4 мм между чехлом и стержнем, поддерживаемому за счет постоянной передачи тепла от нагревателя к чехлу через слой олова, время сборки составляет 5 с.
Использование предлагаемого способа сборки деталей обеспечивает по сравнению с существующими возможность производить сборку деталей без задиров на посадочных поверхностях и без разрушения одной из собираемых деталей.
l. Способ сборки деталей с натягом типа вал-втулка путем нагрева охватывающей детали, отличающийся тем, что, с целью обеспечения качества сборки длинномерных деталей, охватывающую деталь нагревают через промежуточный элемент в виде легкоплавкого металла, не смачивающего поверхность охватывающей детали.
2. Способ по п. 1, отличающий ся тем, что в качестве легкоплавкого металла, не смачивающего поверхность охватывающей детали, используют, например, олово.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Берникер F. И. Посадки с натягом в машиностроении. М.— Л., «Машиностроение», 1966, с. 132.

