Ковш скрепера
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистическик
Реслублик (! !>844697. (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 050679 (21) 2776263/29-03 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет
Опубликовано 070781 Бюллетень No 25 (53)М. Кл з
E F 3/64
Государственный комнтет
СССР по делам нзобретеннй н открытнй (53) УДК 621 878 6 (088. 8) Дата опубликования описания 070781
В. И. Баловнен, В. В. Мелашич и Л. A. Хмара
Р- -,Московский автомобильно-дорожный И нститут и Днепропетровский инженерно-строительный институт (72) Авторы изобретения (71) Заявители (54) КОВШ CKPEIIEPA
Изобретение относится к области землерой но- транспорт ных машин, а именно — к скреперам с загрузкой движущим усилием тягача.
Известен ковш скрепера с многощелевой системой э агруз ки Г1) .
Наиболее близким к изобретению является ковш скрепера, включакщий боконые и заднюю выдвижную стенки, переднюю заслонку, буфер и днище с узким передним и задними ножами,закрепленными на подноженых плитах t:2).
В процессе копания грунт, вырезаемый передней режущей кромкой, смещается назад и препятствует свободному 15 поступлению грунта через вторую щель задней режущей кромкой. При этом возникает трение грунта по грунту, что увеличивает сопротивление продвижению грунта в кона. При оснащении ков- 20 ша с двухщелевой загрузкой глубокой передней заслонкой, значительно увеличивается объем ковша, однако, в существующих конструкциях таких конаей не обеспечивается хорошее заполнение глубоких заслонок, т.к. стружке грунта задается направление, обусловленное углом копания, и масса грунта перемещается преимущественно в сторону задней стенки. -По мере заполнения 30 ковша стружка грунта меняет направление и в конце набора траектории движения занимает почти вертикальное IIoложение . Изменение напра вления движения стружки грунта связано со з начительными потерями энергии на преодоление сил трения грунта по грунту, в связи с чем объем заполнения конаа грунтом ограничен.
Целью изобретения является повышение производительности скрепера.
У каэ анная цель достигается тем, что боковые стенки ныполняются с дугообразными направлякщими пазами, а конш снабжается средней отвальной стенкой с шарнирно закрепленной горизонтальной осью, устанавливаемой в направлякщих пазах, смонтированными на боковых стенках гидроцилиндрами перемеще ни я гори з о нт аль ной оси и соединяемыми с буфером гидроцилиндрами поворота средней стенки относительно ее оси. При этом ось кринйзны направлякщих пазов располагается на верхней торцевой стороне переднего ножа, а расстояние от оси средней стенки до ее нижней кромки выбирается равным радиусу кривизны направлякщих пазов.
84469 7
Кроме того ширина средней стенки может быть выбрана равной длине переднего ножа, днище выполняться со средней выступающей ступенью, на передней кромке которой крепится подножевая плита переднего ножа, а передняя заслонка выполняться с прямо,угольным нырезом в нижней части, ши-( рина которого равняется ширине выступающей ступени днища.
На фиг. 1 изображен ковш скрепера в транспортном положении, нид сбоку; на фиг, 2 — то же, вид сверху; на фиг, 3 и 4 — ковш скрепера, в рабочем положении; на фиг. 5 — то же, в процессе разгрузки.
Ковш включает боковые стенки 1, днище 2, выполненное с выступом в средней части 3, передний нож 4, прикрепленный к подножевой плите 5, и задние ножи б, прикрепленные к подножевым плитам 7. 20
На боковых стенках 1 ковша выполнены дугообразные пазы 8, в которых установлена ось 9. С наружной стороны к боковым стенкам 1 шарнирно прикреплены гидроцилиндры,10, штоки ко- д торых шарнирно закреплены на концах оси 9. В средней части оси 9 шарнирно прикреплена отвальная стенка 11 с шириной, равной ширине выступа 3 днища 2, которая нижней частью опирается на верхнюю торцевую сторону ножа
4 и подножевую плиту 5, а верхней частью ширнирно соединена со штоками двух гидроцилиндров 12, корпуса которых шарнирно смонтированы на буфере
13 ковша. Спереди ковша установлена управляемая глубокая заслонка 14 с вырезом 15, а сзади он оснащен подвижной стенкой 16. К боковым стенкам
1 посредством упряжных шарниров 17 прикреплена тяговая рама 18. Управле- 40 ние ковшом осуществляется с помощью гидроцилиндров 19.
Работает скреперный ковш следующим образом.
Для обеспечения набора связного грунта в ковш первоначально открывается передняя заслонка 14 и с помощью гидроцилиндров 10 и 12 отвальная стенка 11 устанавливается в крайнее
rrpaaoe положение (фиг. 3) путем пере- 50 мещения оси 9 по криволинейным пазам
8. Путем выдвижения штоков гидроцилиндрон 12 отвальная стенка 11 нижней своей частью опирается на нож 4 и на подножевую плиту 5 и совместно с ножами образовывает направляющую поверхность для движущегося пласта грунта, вырезаемого передним ножом
4. Ножи 4 и б внедряются в грунт,и .под воздействием тягового усилия тягача происходит вырезание стружек 60 грунта и продвижение их в ковш. При этом стружка грунта, нырезаемая передним ножом 4, движется вверх по отвальной поверхности 11 и заваливается внутрь глубокой передней заслон- 65 ки 14, а стружка грунта, вырезаемая задними ножами б, проталкивается в кони до задней стенки 16.
По мере заполнения конша грунтом путем выдвижения штоков гидроцилиндров 12 при установленных в плавакщее положение гидроцилиндрах 10 ось 9 отвальной стенки 11 перемещается по криволинейным паэам 8 и отвальная стенка 11 устанавливается под большим углом по отношению к днищу 2, чем, достигается изменение направления
1движейия пласта грунта и равномерное заполнение ковша грунтом.
Когда скреперный ковш работает на сыпучих грунтах, то в этом случае на начальной стадии копания с помощью гидроцилиндров 12 при зафиксированном положении оси 9 путем установки гидроцилиндров 10 в положение
"заперто" отвальная стенка 11 IIoBQ рачивается по часовой стрелке относительно оси 9 (фиг. 4) и грунт, вырезаемый передним 4 и задними б но жами, проталкивается до задней стенки 16 под действием усилия тягача.
Отвальная стенка 11 может быть использована как подгребакщее устройство для улучшения .заполнения ковша и снижения энергоемкости процесса заполнения. При этом ось 9 устанавливается с помощью гидроцилиндров 10 в фиксированное положение, а с помощью гидроцилиндров 12 осуществляется качательное движение отвальной стенки 11 относительно оси 9 путем ренерсирования хода штоков. Грунт захватывается нижней частью отвальной стенки 11 и перемещается назад до тех пор, пока отвальная стенка
11 не упрется в подножевую плиту 5.
Как подгребающее устройство она бу-дет эффективно работать на сыпучих и малосвязанных грунтах, поскольку ковш при работе на таких грунтах наполняется на 60-70% геометрической емкости.
При разгрузке грунта с ковша (фиг. 5) первоначально с помощью гидроцилиндров 19 ковш опускается до нужного положения с учетом толщины отсыпаемого слоя грунта, затем открывается передняя заслонка 14.
Грунт, находящийся в передней части ковша, свободно разгружается под действием собственного веса. Для разгрузки задней части ковша отвальная стенка 11 поворачивается посредством гидроцилиндров 12, относительно оси 9, и грунт выталкивается путем перемещения задней стенки 16.
Скреперный конш данной конструкции способствует снижению сопротивления грунта копанию за счет снижения сил трения грунта о боковые стенки, т.к. происходит перераспределение потока грунта и, таким образом, уменьшается давление грунта на боковые стенки, а также эа счет сниже844697 ния сил трения столба грунта, проталкиваемоro в ковш благодаря замене трения грунта по грунту трением грунта по металлу.
Изобретение позволяет улучшить заполнение длинногабаритных ковшей скреперов, оснащенных глубокой передней заслонкой и, таким образом, повысить производительность эемперойно-транспортных работ.
Формула изобретения
1. Ковш скрепера, включающий боковые и заднюю выдвижную стенки, переднюю заслонку, буфер и днище с передним и задними ножами, закрепленными на подножевых плитах, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения производительности, боковые стенки выполнены с дугообразными направляющими пазами, а ковш снабжен средней отвальной стенкой с шарнирно закрепленной горизонтальной осью, установленной в направляющих -пазах,смон тированными на боковых стенках гидроцилиндрами перемещения горизонтальной оси и соединенными с буфером гидроцилиндрами поворота средней отвальной стенки относительно ее оси, при этом ось кривизны направляющих пазов расположена на верхней торцевой стороне переднего ножа, а расстояние от горизонтальной оси средней отвальной стенки до ее нижней кромки равна радиусу кривизны направляющих пазов.
2. Ковш по п. 1, о т л и ч а ю— шийся тем, что ширина средней отвальной стенки равна длине переднего ножа.
3. Ковш по пй. 1 и 2,о т л и ч à ioшийся тем, что.днище выполнено со средней выступающей ступенью, на передней кромке которой закреплена
15 подножевая плита переднего ножа.
4. Ковш по п. 3, о т л и ч а þ— шийся тем, что передняя заслонка выполнена с прямоугольным вырезом в нижней части, ширина которого равна щ ширине выступающей ступени днища.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 685772, кл. Е 02 F 3/64, 1977.
2. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2493029, кл, E 02 F 3/64, 1977 (прототип), 844697
Составитель Н. Лихоперский
Редактор Т. Авдейчик Техред М. Коштура
Корректор Ю.Макаренко
Подписное
Филиал ППП "Патент", r.. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 4484/14 Тираж 693
ВНИИПИ Государственного коьктета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5




