Инерционная бесступенчатая передача

 

Союз Советскнк

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ (u)821824

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву— (22) Заявлено 161078 (21) 2673010/25-28 с присоединением заявки М— (23) Приоритет — . (51)м. КЛ.З

Г 16 Н 33/14

Государственный коинтет

СССР яо аман нзобретеннй н открытий (53) УДК 621. 833.6 (088. 8) Опубликовано 150481 бюллетень Н9 14.

Дата опубликования описания 150481 (72) Авторы изобретения

A.A. Палей и В. В, Зарщиков (71) Заявитель (54) ИНЕРЦИОННАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА

И з обр ете ни е от носи тс я к маши ностроению и может быть использовано в качестве бесступенчатой передачи с автоматическим изменением частоты и вращающего момента в зависимости от нагрузки на ведомом валу.

Известна инерционная бесступенчатая передача, содержащая корпус, размещенные в нем ведущий и ведомый валы, соединенное ведущим валом водило с осями, на которых свободно установлены неуравновешенные сателлиты, и взаимодействующую с ними солнечную шестерню, связанную с ведомым валом и с корпусом через муфты свободного хода (1g .

Недостатком этой передачи является наличие в ней муфт свободного хода имеющих низкую долговечность.

Наиболее близкой к предлагаемой, по технической сущности является инерционная бесступенчатая передача, содержащая корпуc, ведущий и ведомый валы, две солнечные шестерни, одна нэ которых соединена с ведомым валом, а другая кинематически связана с корпусом, соединенное с ведущим валом водило, несущее оси с закрепленными на них шестернями, взаимодействующее с последними центральное колесо, установленные на каждой иэ указанны; осей парные сателлиты с наружными и внутренними зубьями и эксцентричные нм инерционные грузы в виде шестерен, взаимодействующих с внутренними зубьями сателлитов, наружные зубья которых взаимодействуют с соответствующими солнечными шестернями.

В этой передаче зацепление сателлитов с инерционными грузами выполнено самотормозящимся в одном из направ-. лений вращения за счет больших углов зацепления порядка 70-80Е (2).

Недостатком этой передачи является действие, на опоры сателлитов больших радиальных нагрузок, что снижает долговечность передачи в целом.

Цель изобретения - повьыение долговечности передачи путем .уменьшения радиальных нагрузок на опоры сателлитов.

Указанная цель достигается тем, что передача снабжена закрепленными на каждом из сателлитов и инерционных грузов обоймами, вэаимодействукшими с ними сухарем и взаимодействующими с сухарями и осями сателлитов упругими элементами. При этом внутренние зубья сателлитов и зубья инерционных

821824

50 грузов выпол не ны с общепрЬ нятыми углами зацепления (порядка 20 7.

На фиг, 1 изображена кинематическая схема инерционной бесступенчатой передачи, на фиг. 2 — сечение А-А одного сателлита на фиг. 1; на фиг.3сечение Б-Б другого сателлита на фиг. 1.

Инерционная бесступенчатая передача содержит корпус 1, ведущий вал 2, ведомый вал 3, соединенную с ним солнечную шестерню 4, связанную с корпусом через управляемяй тормоз 5 солнечную шестерню б, соединенное с веду. щим валом 2 водило 7, несущее оси 8 с закрепленными на них шестернями 9, взаимодействующее с ними центральное колесо 10, установленные на осях

8 парные сателлиты 11 и 12, имеющие наружные зубья 14 и 13 и внутренние зубья 15 и 16, установленные на тех же осях 8 эксцентрично по отношению 20 к сателлитам инерционные грузы, выполненные в виде шестерен 17 и 18, взаимодействующих с внутренними зубьями 15 и 16 сателлитов, наружные зубья 13 и 14 которых взаимодействуют соответственно с,солнечными шестернями 4 и б, закрепленные на сателлитах 11 и 12 обоймы 19 и 20; закрепленные на инерционных грузах обоймы 21 и 22, размещенные между, обойма- З0 ми 19 и 21 и взаимодействующие с ними сухари 23, размещенные между обоймами 20 и 22 и взаимодействующие с ними сухари 24, упругие элементы 25 и 26, взаимодействующие соответственно с сухарями 23 и 24 и с осями 8 через упоры 27. Сухари 23 и 24 выполнены в виде уравновешенных относительно оси 8 самотормозящихся криволинейных клиньев, поверхности которых эквидистантные поверхностям 40 взаимодействукщих с ними обойм, а направления заклинивания их взаимно про ти в on оп ож ны .

Инерционная бесступенчатая передача работает следующим образом. 45

При включенном тормозе 5 вращенй е ведущего вал а 2 через водило 7, сателлиты 11 и 12 и солнечную шестерню 4 передается ведомому валу 3 °

При этом ведомый вал 3 вращается со скоростью меньшей, чем ведущий вал 2.

И нерци он ные грузы (шестерни ) 17 и 18 вращаются вокруг осей 8 и вместе с водилом 7 и под действием центробежной силы стремятся занять наиболее удаленное положение от оси передачи 11 и 12 и солнечных шестерен 4 и б. При отклонении центра масс комплекса грузов от указанного положения на оси 8 появляется знакопе- d0 ременный инерционный вращающий момент, "положительные" импульсы которого обусловлены поворотом центра масс комплекта грузов на угол от 0 .до 180, а "отрицательные" — поворо- 65 том от 180Одо 360 о. Направления самоторможения сухарей 23 и 24 выбраны так, что под действием положительного момента самотормозятся (ухари 23, а под действием отрицательного момента — сухари 24.

Тогда, при повороте центра масс комплекта на угол от 00до 180О самотормозятся (блокируютс ) сухари

23,соединяя в одно целое инерционные грузы (шестерни) 17 и сателлиты 11.

Грузы движутся к оси передачи и вращающий момент от них через сателлиты 11 и солнечную шестерню 4 передается на ведомый вал 3. Инерционный момент от грузов, достигнув максимума, начинает уменьшаться и становится равным О, когда суммарный центр масс комплекта грузов максимально приближается к оси передачи и выходит на линию центров сателлитов 11 и шестерни 4. Пройдя указанное положение инерционные грузы (шестерни) 17 и 18 начинают удаляться от оси передачи, инерционный момент меняет свой з нак (становится отрицательным), в результате чего обоймы 19 и 21 и сухари 23 растормаживаются, а обоймы 20 и 22 и сухари 24 затормаживаются, соединяя в одно целое грузы 18 и сателлиты 12.

Вращакщий момент через сателлиты 12, солнечную шестерню б, и тормоз 5 передается на корпус 1, создавая на нем реактивный момент опоры. При движении грузов вращающий момент, достигнув максимума, начинает уменьшаться и становится равным О, когда суммарный центр масс комплекта грузов 17 и 18 максимально удаляется от оси перемещения и, совершив поворот на угол

О О

I от 180 до 360, выходит на линию центров наружных з убь ев 1 3 и центральной шестерни 4.

Затем, момент меняет знак, обоймы 20 и 22 и сухари 24 растормаживаются, а обоймы 19 и 21 и сухари 23 затормаживаются и цикл работы передачи повторяется. При этом синхронное движение каждого комплекта инерционных грузов 17 и 18 в течение цикла обеспечивается соединением осей 8 с шестернями 9, взаимодействующими с центральным колесом 10, а прижатие контактирующих поверхностей сухарей

23 и 24 и обойм 19-21 обеспечивается упругими элементами 25 и 26, которые через упоры 27 соединены с осями 8.

Перевод инерционной бесступенчатой передачи в режим динамической муфты осуществляется выключением тормоза 5.

При этом передача превращается в соосную механическую систему без внешней опоры момента, для которой вращающие моменты на ведущем 2 и ведомом 3 . валах равны по величине при любом соотношении частот вращения указанных валов.

В предлагаемой инерционной бесступенчатой передаче зубья шестерен 17

821824

Формула изобретения

Я-A

Фиг.!

ВНИИПИ Заказ 1778/57 Тираж 1006 Подписное

Филиал ППП "Патент", r.Óæãoðoä, ул.Проектная,4 и 18 и сателлитов 15 и 16 выполнены с "обычными" (порядка 20 ) углами зацепления, что обеспечивает существенное уменьшение величины радиальных нагрузок от зацепления, причем эти нагрузки воспринимаются сухарями

23 и 24, в результате чего обеспечивается уменьшение суммарных нагрузок на опоры сателлитов и повышается их долговечность передачи в целом.

Инерционная бессгупенчатая передача, содержащая корпус, ведущий и ведомый валы, две солнечные шестерни, одна из которых соединена с ведомым валом, а другая кинематически связана с корпусом, соединенное с ведущим валом водило, несущее оси с закрепленными на них шестернями, вэаимодействукщее с последними центральное колесо, установленные на каждой из указанных осей парные сателлиты с наружными и внутренними забьями и эксцентрйчные им инерционные грузы в виде шестерен, взаимодействукщих с внутренними зубьями сателлит@в, наружные зубья которых взаимодействуют с соответствуннцими солнечными шестернями, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения долговечности передачи, она снабжена закрепленными на каждом из сателлитов и инерционных грузов обоймами, вэаимодействукщими с ними сухарями и взаимодействующими с сухарями и осями сателлитов упругими

15 элементами.

Источники информации принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 284540, кл. F 16 Н 33/08, 1969.

20 2. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2349602/28, кл. F 16 H 33/14, 1976 (прототип).

Инерционная бесступенчатая передача Инерционная бесступенчатая передача Инерционная бесступенчатая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к приводам транспортных средств, машин, механизмов, приводимых в движение двигателем или мускульным приводом

Изобретение относится к гидромеханическим передачам

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, транспортному машиностроению, станкостроению

Изобретение относится к машиностроению, транспортному машиностроению, станкостроению

Изобретение относится к машиностроению, транспортному машиностроению, станкостроению

Изобретение относится к машиностроению, транспортному машиностроению, станкостроению

Изобретение относится к машиностроению, транспортному машиностроению, станкостроению

Изобретение относится к машиностроению, транспортному машиностроению, станкостроению
Наверх