Способ контроля величин износадеталей машин и механизмов

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОИЖОМУ Св ИТИЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Ф

1 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 06.04.79(21) 2749366/25-28 5 )+

G 01 N 3/56 с присоединением заявки Йо (23) Приоритет

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий

Опубликоваио 23.0381.Бюллетень 89 11

Дата опубликования описания 250181 (53) УДК 620.717 (088.8) Ф высшее техническое училище им. Н. Э. Баумай г (71) Заявитель (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ВЕЛИЧИН ИЗНОСА ДЕТАЛЕЯ

МАШИН И МЕХАНИЗМОВ

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля величины износа трущихся деталей машин и механизмов.

Известен способ контроля величин износа деталей машин и механизмов, заключающийся в том, что активируют участок по фрикционной поверхности детали, задают ей перемещение относительно контртела и но потере интенсивности активности судят об износе (1 ).

Недостатком этого способа является то, что он не позволяет определить момент критического износа и изучать динамику изнашивания.

Цель изобретения — повышение точности.

Поставленная цель достигается тем, что на активированный участок наносят антифрикционное покрытие, взаимодействующее с контртелом.

На фнг. 1 показано устройство, реализующее способ; на фиг. 2 — график изменения остаточной активности активированного участка поверхности в процессе изнашивания.

Способ реализуется следующим образом.

Перед испытанием поверхность кольца 1 подвергают бомбардировке заряженными частицами с целью получения активированного участка 2. Затем по5 верхность к,ьца покрыв .т антифрикционным материалом 3, толщина слоя которого определяется заданной технологией изготовления, в процессе работы двигателя антифрнкционный слой

10 поршневого кольца изнашивается в паре с гильзой цилиндра 4. уровень радиоактивности кольца 1 контролируют детектором 5 гамма-излучения при помощи известной радио35 метрической аппаратуры.

Во время испытания о величине износа детали (поршневого кольца) судят ho графику (фиг. 2), где А - относитеЛьная активность детали; Т—

;ф время испытания; M - -величина износа детали; Ао - начальная относительная активность детали; АО2 - относительная активность детали в момент наступления критического изнашива25 ния, T — время наступления критического изнашивания детали.

Изнашивание антифрикцнонного материала 3 происходит беэ изменения общей активности изотопов активирован30 ного участка 2 (фиг. 2). После изна815594

Формула изобретения

Составитель М. Семенов

Тех ед A.Бабинец Ко екто М. Вигула

Ре акто О. Малец

Заказ 7 Тираж 907 Подписное

ВНИИПК государственного комитета ССР по делам изобретений и открытий

И3035 Москва Ж-35 Ра окая наб. . 4 5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 шивания материала 3 начинается изнашивание активированного участка 2, что вызывает изменение интенсивности получения активированного слоя, служащее информацией о величинах изнашивания. Получаемая динамика изнашивания дает информацию о времени нача ла и скорости критического изнашивания.

Способ контроля величин износа деталей машин и механизмов, заключающийся в том, что.активируют участок по фрикционной поверхности детали, задают ей перемещение относительно контртела и по потере интенсивности активности судят об износе, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения точности, на активированный участок наносят антнфрикционное покрытие, контактирующее с контртелом.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 184501, кл. G 01 И 3/56, 1965 (прототип).

Способ контроля величин износадеталей машин и механизмов Способ контроля величин износадеталей машин и механизмов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх