Способ предохранения блоков цилиндров автомобильных двигателей и радиаторов от аварий при замерзании в них воды
№ 80443
Класс 40с4, j g
СССР
0ПИСАНИК ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
"- СО,дг, „
М. В. Евдюков
2? ."1д 7
/, -" ТЕ 1 1 г4
СПОСОБ ПРЕДОХРАНЕНИЯ БЛОКОВ1ЦИЛЩЩРОЧ ""
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И РАДИАТОРОВ ОР ABQPИЙ .* * Дй
Заявлено 5 февраля 1946 г. ва М 347088 в Народный Комиссариат среднего машиностроения СССР
Существующие в настоящее время способы предохранения блоков цилиндров автомобильных двигателей и радиаторов от аварий при замерзании в них воды, основанные IIB применении незамерзающих смесей и подогрева двигателей, в связи с некоторыми их недостатками, не получают широкого распространения и в ряде случаев не могут полностью предотвратить аварии. Известные устройства для автоматического освобождения системы охлаждения от воды перед ее замерзанием при сильных морозах действуют нечетко и не могут исключить возможности аварии.
Описываемый способ заключается в конструктивном разрешении системы охлаждения двигателя путем осуществления направленного замерзания воды от наиболее удаленных и узких полостей системы охлаждения к центральному водяному объехгу. Это достигается приданием полостям зарубашечного пространства блока цилиндров такой конфигурации, при которой имеет место плавный переход от узких периферийных полостей к центральной полости наиб 1льшего объема, и особым выполнением радиатора и труоопрозодов.
Для выпуска последней незамерзающей порции воды пз полости наибольшего объема служит максимальный самодействующий клапан, открывающийся при давлении около ч ат, возникающем прп переходе воды в лед.
На фиг. 1 изображена система охлаж;Iekklkkk автомобильного двиГателя, 000p) äOÂанного приспособлениями для защиты сис 1 емы Ох. 1аждения от аварии при замерзании в ней воды; на фиг. 2 — нижняя коробка радиатора рациональной формы с точки зрения безопасного замерзания в ней воды.
Полость системы охлаждения существующих трапспортных двигателей имеет разнообразные формы: от простых кольцеобразных объемов рубашки цилиндра до Узких и слоиспых .10 форм(- Околок, Iап 1.-нных протоков и мешкообразных пространств иногда с узкими выходами к укрупненным объемам. При резком охлаждении и замерзании воды в системе узкие выходы быстро забиваются льдом, а оставшаяся еще незамерзшая вода, расширяясь при замерзании, приводит к разрыву стенок, т. е. к аварии. Приданием внутренним полостям системы охлаждения двигателя определенной конфигурации, обеспечивающей отсутствие мешкообразных пространств, с плавными переходами от более узких периферийных полостей к центральному наибольшему водяному объему можно обеспечить направленное замерзание воды в системе, исключающее возможность аварии.
В системе охлаждения, выполненной указанным образом, образование льда начинается в узких местах и самопроизвольно передвигается к центральному водяному ооъему системы охлаждения двигателя (в данном случае, к полости 1 у водяного насоса), не создавая больших напряжений при этом в периферийных полостях.
По мере окончания замерзания воды в системе охлаждения, по лость насоса закупоривается льдом и отделяется таким образом от остальных полостей системы, Оставшаяся незамерзшей часть воды. в этой полости при своем замерзании, вследствие раоширения ее объема, приводит к повышению гидравлического давления в системе.
Для исключения черезмерного повышения давления в системе последнюю незамерзшую порцию воды из рубашки блока 2 у наибольшей водяной полости системы охлаждения двигателя выпускают при помощи максимального самодействующего клапана 8, открывающегося при заданном давлении (=8 ат).
Клапан 8, в зависимости от конструктивных данных системы охлаждения двигателя, устанавливается в том или ином месте, например на головке блока цилиндров или у насоса. Последняя незамерзшая порция воды, увеличивающаяся в объеме, выжимает клапан 8 и вылив а ется н ар уж у.
Для обеспечения направленного замерзания в водяных полостях радиатора 4, в средней его части 5 усиливается оребрепие, а верхней и нижней коробкам б (сборникам) придается клиновидная форма с уменьшением сечения их полостей от патрубка 7 к периферии.
Для создания направленного замерзания воды в трубопроводе 8, который соединяет верхнюю коробку б с блоком 2 двигателя, в соответствующем месте трубопровода 8 устанавливается вставка 9 из нескольких трубок с охлаждающими ребрами, являюгцаяся местом начального замерзания.
Верхняя коробка радиатора зимой должна заполняться водой только до отражательной пластины, так как при замерзании в эту коробку перемещаются нарастаюшие îбъемы замерзающей воды, П редмст изобретения
1. Способ предохранения блоков цилиндров автомобильных двигателей и радиаторов от аварий при замерзании в них воды, о т л ич а ющийс я тем, что, g целью осушествления в системе охлаждения двигателя направленного замерзания воды — от наиболее удаленных и узких полостей с малыми сечениями и ооъемами воды к центральному водяному объему с наибольшим сосредоточением ее в одном месте, где замерзание происходит в последнюю очередь, и выпуска из системы последней незамерзшей порции воды наружу, конфигурацию полостей зарубашечного пространства блока цилиндров выполняют с плавными переходами от узких периферийных полостей без замкнутых в большей их части пространств к центральной полости наибольшего объема, чтобы превращение воды в лед происходило последовательно от периферийных полостей к центральным, а для выпуска последней незамерзшей порции воды применяют устанавливаемый в рубашке блока у наибольшей центральной полости максимальный самодействующий клапан, открывающийся при давлении около 8 ат, возникающем в связи с расширением воды при переходе ее в лед.
2. Прием выполнения способа по п. 1, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью защиты радиатора и создания в нем условий для направленного замерзания воды, в средней части сердцевины радиатора усиливается оребрение, а верхняя и нижняя его коробки выполняются клиновидной формы с уменьшением сечения их полостей от патрубков к периферии.
3. Прием выполнения способа по и. 1, отличающийся тем, что, с целью создания направленного замерзания воды в соединяющем верхнюю коробку радиатора с двигателем трубопроводе, она снабжена на некотором участке длины вставкой из нескольких трубок с охлаждающими ребрами.
4. Прием выполнения способа по п. 1, отличающийся тем, что для защиты верхнего резервуара радиатора уровень воды в нем в зимнее время понижают. № 80443
Редактор Я. Л. Рудницкий
Тск1,cд A. А. Кудрявицкая
Корректор С. Цаерин:r
Формат бум. 70 108 / а
Тираж 220
ЦБТИ при Комитете по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Центр М. Черкасский, пср., д. 2/5
Поди, к пея. 21.111-61
Зак. 2943
Объем 0 34 тсз и
Цена 3 коп.
Типография ЦБТИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР, Москва, Петровка, 14



