Ротор асинхронного двигателя
0 и и Ю .":А- н- Союз Советских
Социалистических
Респубпик
И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ (ii>799080
Фф, К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву (51)м. КЛ.З
Н 02 К 1/22 (22) Заявлено 280479 (21) 2760258/24-07
В с присоединением заявки Йо
Государственный комитет
СССР по дедам изобретений и открытий (23) Приоритет (- )) Ю 621. з1з. .333(088.8) Опубликовано 2301,81, Бюллетень hl9 3
Дата опубликования описания 230181 (72) Автор изобретения
В.И. Верескун
Севастопольский приборостроительный институт (71) Заявитель (54 ) РОТОР АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ
Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в асинхронных двигателях при необходимости регулирования либо стабилизации частоты вращения от сети с неизменными параметрами, когда невозможно включение в цепь статора или ротора регулирующих элементов из-за ограничений по весу, габаритам 10 и к электроприводу предъявляется требование высокой надежности, искробезопасности.
Известен ротор асинхронного двигателя, содержащий установленный на валу массивный магнитопровод с коротко- 15 замыкающими кольцами по торцами .
Однако в асинхронном двигателе с таким ротором не обеспечивается возможность регулирования частоты вращения. 20
Цель этого изобретения — регулирование частоты вращения.
Указанная цель достигается тем, что в известном роторе- магнитопровод выполнен составным, по меньшей мере, из двух частей, из которых, по крайней мере, одна .установлейа подвижно на шпонке и поджата с наружного торца размещенным на валу упругим элементом,.соединенным с кольцом, имеющим 30 канавку для установки рычага управления.
На фиг. 1 изображен ротор асинхронного двигателя; на фиг. 2 — то же, при зазоре между составными частями магнитопровода; на фиг. 3 †.механические характеристики двигателя, Магнитопровод ротора выполнен составным из двух частей 1 и 2, размещенных на валу 3. Длина каждой из составных частей равна половине активной длины статора. Часть 1 магнитопровода закреплена на валу наглухо, а часть 2 установлена на шпонке 4 с возможностью перемещения в пределах 0,2%-0, 50 мм.
У частей магнитопровода контактные поверхности, которыми они соприкасаются тцательно обработаны, для
1, уменьшения переходного контактного сопротивления они покрыты тонким слоем более мягкого проводящего материала: медь, серебро, олово.
По торцам магнитбпровод снабжен короткозамыкающими кольцами 5.
:Подвижная составная часть 2 магнитопровода прижата к неподвижной контактной поверхности с помощью пружины 6 (либо другого упругого элемента).
Пружина 6 соединена с кольцом 7, име799080 ющим канавку, в которой размещен рычаг управления 8, посредством которого регулируется усилие нажатия. Рычаг 8 связан с сервоприводом (на фиг.1 и на фиг. 2 не показан).
Устройство работает следующим образом.
Угол поворота рычага 8 а =О. Пружина 6 находится в сжатом состоянии и к части 2 приложено максимальное сжимающее усилие. i
Сопротивление переходного контакта будет иметь минимальное значение, которое можно определить по следующему уравнению:
К,>= k/Р, 35 где R — сопротивление переходного и конт. акта, К вЂ” коэффициент, полученный опытным путем, F - сила нажатия.
Линии тока ротора в основном будут направлены по образующей, (фиг.1), и в результате взаимодействия с потоком статора 9 двигатель будет развивать максимальный вращающий момент М.
Для уменьшения частоты вращения 0 увеличивается угол поворотом рычага 8, при этом уменьшается сила нажатия.
Уменьшение силы нажатия ведет к увеличению сопротивления R> (см.уравнение). Вследствие увеличения сопротивления переходного контакта часть тока начнет замыкаться по пути наименьшего сопротивления (фиг.2). Линии тока в средней части ротора оказываются перпендикулярными к образующей ротора, магнитный поток статора как бь. скользит вдоль них, не создавая вращающего момента. При этом уменьшается и передаваемая ротору мощность. ®()
Это являение носит название "краевого эффекта" и учитывается соответствующими коэффициентами. При R Ñ : (между частями ротора устанавливается зазор) F — сила нажатия равна О, краевой эффект проявляется в полной мере и частота вращения получается минимально возможной.
Механические характеристики трехфазного асинхронного двигателя с ротором предлагаемой конструкции приведены на фиг. 3.
Характеристика 0 снята при F наибольшей (о . =О), характеристика О снята при F равной нулю, угол О таков, что между массивными частями ротора имеется незначительный воздушный зазор (0,25-0,5)мм
Заштрихованная зона соответствует зоне регулирования частоты вращения.
Использование в асинхронных двигателях ротора в виде массивного цилиндра, выполненного из двух и более составных частей позволяет стабилизировать, либо регулировать частоту вращения, плавно, либо ступенчато.
Формула изобретения
Ротор асинхронного двигателя, содержащий установленный на валу массивный магнитопровод с короткоэамыкающими кольцами по торцам, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью регулирования частоты вращения, магнитопровод выполнен составным, по меньшей мере, из двух частей, из которых, по крайней мере, одна установлена подвижно на шпонке и поджата с наружного торца размещенным на валу упругим элементом, соединенным с кольцом, имеющим канавку для установки рычага управления.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Куцевалов В.М. Вопросы теории и расчета асинхронных машин с массивными роторами. М-Л., "Энергия", 1966. с. 12-13.
799080
Фиг.2
Составитель Ф. Подольская
Техред С.Мигунова Корректор Н. Швыдкая
Редактор А.Шандор
Заказ 10086/80 в,,Тираж, 741 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент",r. ужгород, ул. Проектная, 4


