Подвеска грузозахватного органакрана
Ь ... м
ОП И(:АНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИ ИЗЛЬСТВУ
Союз Советсмнк
Соцналнстическнк
Республик (u>796172 (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 250578 (21) 2619242/29-11 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Опубликовано 15.0181. Бюллетень М 2
Дата опубликования описания 25. 01. 81 (51)М. Кл з
В 66 С 13/06
Государственный комитет
СССР но делам изобретениЯ н открытий (53) УДК 621, .873(088.8) (72) Авторы изобретения
Г.П.Куделев и Н.П.Деменчук (71) Заявитель
Ленинградский технологический институт холодильной промышленности (54) ПОДВЕСКА ГРУЗОЗАХВАтнОГО OPrAHA КРАНА
Изобретение относится к грузоподьемным машинам, а именно, к подвескам грузозахватных органов крана.
Известна подвеска груэоэахватного органа крана, содержащая тележку с установленным на ней грузоподъемным. механизмом, подвешенную к тележке посредством грузовых канатов траверсу с грузовыми блоками, на валу каждого из которых установлена фрикцион- 10 ная муфта, соединенная с неподвижно установленной на траверсе стойкой и состоящая из подвижной и неподвижной частей 1).
Недостатком известного устройст- 15 ва является сравнительно низкая его производительность.
Цель изобретения — повышение производительности работы устройства.
Цель достигается тем, что между 2О фрикционными муфтами и стойками установлены кулачковые муфты, каждая из которых состоит иэ неподвижной и подвижной частей, причем подвижные части кулачковых и фрикционных муфт 25 соединены между собой упругой связью.
При этом с целью увеличения долговечности устройства, участки грузового каната, непосредственно кон.тактирующие с грузовым блоками, ЗО
2 выполнены в виде втулочно-роликовой цепи, а грузовые блоки выполнены в виде звездочки.
Кроме того, с целью ослабления действия экстремальных нагрузок на элементы подвески при аварийных режимах, углы наклона вершин зубьев кулачковых муфт выполнены в пределах 60-90
На фиг. 1 представлена схема подвески грузозахватного органа крана; на фиг. 2 — кинематическая схема механизмов траверсы; на фиг. 3 - сечение траверсы вдоль оси валов грузовых блоков; на фиг. 4 — график затухания свободных колебаний груза в предлагаемом устройстве.
На тележке 1 установлены два барабана 2 грузоподъемного механизма, которые кинематически замкнуты зубчатой передачей и вращаются в противоположных направлениях. На грузовых канатах 3, свободные концы которых закреплены на барабанах 2, подвешена траверса 4 с груэоэахватными органами. Каждый иэ канатов 3 на участке, непосредственно контактирующим с установленными на траверсе 4 грузовыми блоками 5, выполнен в виде вставки 6 из втулочно-роли796172 ковой цепи, что необходимо для предотвращения проскальзывания грузового блока по тросу. В связи с этим грузовые блоки 5 представляют собой звездочки, соответствующие по типоразмеру втулочно-роликовой цепи.
На траверсе 4 смонтирован механизм гашения колебаний груза, кинематическая схема которого изображена на фиг. 2. Каждая из звездочек 5 установлена.на валу 7 и связана с неподвижной стойкой 8, установленной на траверсе 4. посредством фрикционной муфты 9 и кулачковой муфты 10. Причем подпружиненный нажимной диск фрикционной муфты 9, а также подвижная часть кулачковой муфты 10, сое- 15 динены с валом 11 скользящими шпонками. Пружины 12, разжимающие подвижные части муфт 9 и 10, введены для создания и регулировки начального момента сопротивления фрикцион- gp ных муфт 9, определяющего оптимальную величину, а также для передачи управляющего воздействия от кулачковой муфты 10 к фрикционной 9.
На фиг. 3 представлен один из возможных конструктивных вариантов, соответствующих предлагаемому изобретению (грузозахватные органы условно не показаны).
Устройство работает следующим образом.
При подъеме или опускании груза, грузоподъемные барабаны 2, вращаясь в противоположных направлениях, наматывают на себя или сматывают грузовые канаты 3, а траверса 4 при вертикальных.перемещениях занимает равновесное положение, близкое к номинальному, так как момент сопротивления муфт 9 и ширина зоны застоя име- 40 ют наименьшие (начальные) значения.
Однако при возникновении продольнопоперечных колебаний груза на подвеске, на валах 7, вследствии перекатывания звездочек 5 по тросам 3, появляется крутящий момент МК От возмущающих, а в дальнейшем — от восстанавливающих сил. Через фрикционные муфты 9 и скользящие шпонки на ваI лы 11 передается крутящий момент Мк, равный моменту N, возникающему во фрикционных муфтах. а с валов 11 на подвижную часть кулачковой муфты.
Под действием момента М полумуфты поворачиваются относительно друг друга на некоторый угол, пропорциональный приложенному моменту, При этом подвижные части кулачковых муфт 10 получают осевое смещение и передают через пружины 12 осевые усилия на нажимные диски фрикцион- gp ных муфт 9, увеличивая таким образом критический момент сопротивления М„ до значения М, „, определяемого зависимостью
Матс > = Мк, - где Г=, - коэффициент, учитывающий влияние конструктивных параметров, причем условие работоспособности механизма гашения колебаний выражается пределами изменения
Ос с.
При -, = 0 диссипация энергии колебаний во фрикционных.муфтах отсутствует и осуществление вышеуказанной цели изобретения не возможно.
При, = 1 подвеска превращается в жесткую и все,инерционные нагрузки, возникающие при пуско-тормозных режимах работы крана, приобретают характер ударных, резко снижающих долговечность отдельных элементов подвески.
Процесс затухания колебаний груза при 0 < ., < 1, изображен на фиг. 4.
Изменение угла отклонения троса подвески во времени при колебаниях груза отображается кривой I, а изменение угла гашения — кривой iJ . Так как критический момент муфт М>, прямо пропорционален моменту сил, приложенных к валу звездочки, то после прекращения возмущающего воздействия, угол гашения подвески, изменяясь синфазно с отклонениями груза от номинального положения, обеспечивает изменяющуюся по ширине зону застоя и ускоренное затухание колебаний. Таким образом достигается повышенный эффект гашения, при малых значениях начальных углов гашения и, соответственно, меньшей ширине зоны застоя, чем в известных устройствах.
В.связи с этим, после прекращения колебаний подвески, уменьшается статическое отклонение траверсы с грузом от номинального положения.
При возникновении особых (экстремальных) нагрузок, связанных с наездом и столкновением траверсы с неподвижными предметами и конструкциями, подвижные части кулачковых муфт получают предельное осевое смещение, выходят из зацепления, и проворачиваясь относительно неподвижных полумуфт, смягчают ударные нагрузки, предохраняя этим элементы подвески от разрушения. Поэтому оптимальный угол при вершине зуба.кулачковой муфты составляет б0-90
Формула изобретения .1. Подвеска грузозахватного органа крана, содержащая тележку с установленным на ней грузоподъемным механизмом, подвешенную к тележке посредством грузбвых канатов траверсу с грузовыми блоками, на валу каждого из которых установлена фрикционная муфта, соединенная с непоцвижно установленной на траверсе стойкой и состоящая из подвижной и неподвижной час3 796172 тей, отличающаяся тем, что, с целью повышения производительности работы устройства, между фрикционными муфтами и стойками установлены кулачковые муфты, каждая из ко« торых состоит из неподвижной и подвижной частей, причем подвижные части соединены межцу собой упругой связью.
2. Подвеска по п. 1, о т л. и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью уве.-. личения долговечности устройства, участки грузового каната, непосредственно контактирующие с грузовыми блоками, выполнены в виде втулочно-. роликовой цепи, а грузовые блоки выполнены в виде звездочки.
3. Подвеска по п. 1, о т л и ч а— ю щ а я с я тем, что, с целью ослабления действия экстремальных нагрузок на элементы подвески при аварийных режимах, углы наклона вершин зубьев кулачковых муфт выполнены в пределах 60-90 .
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР по заявке 9 2601245, кл. В 66 С 13/06, 12.04.78.
Составитель A.×àéêà
Редактор Е.Дорошенко Техред M.påéâåñ м Корректор B.Cèíêöêàÿ
Заказ 9
696/33 . Тираж 938 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная,



