Зубчатое колесо
О И И С А Н И e,.76%62
Союз Советских
Социалистических
Республик
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 20.12.77 (21) 2557595/25-28 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 07.10.80. Бюллетень № 37 (45) Дата опубликования описания 07.10.80 (51) М. Кл.
F 16Н 55/14
Государственный комитет (53) УДК 621.833.12 (088.8) . ло делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения
О. В. Берестнев, С, А. Беляев, 3. Я. Коновалов, С. А. Осипенко и В. Е. Старжинский
Институт механики металлополимерных систем
АН Белорусской ССР (71) Заявитель (54) ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО
Изобретение относится к машиностроению и предназначено для использования в приводе различных машин и механизмов.
Известно зубчатое колесо, состоящее из зубчатого венца и ступицы, соединенных друг с другом с помощью резьбы, в зазоре между витками которой расположен слой демпфирующего упругоподатливого материала (1).
Зубчатое колесо обладает сравнительно невысокой нагрузочной способностью и надежностью соединения венца и ступицы, которые лимитируются прочности ыми характеристиками промежуточного слоя и недостаточной надежностью фри кционного сцепления элементов колеса, а также повышенной трудоемкостью изготовления.
Известно также зубчатое колесо, содержащее венец и ступицу с винтовыми канавками правого направления на одной половине обращенных одна к другой поверхностей венца и ступицы и левого направления на другой, размещенный между венцом и ступицей слой демпфирующего упругоподатливого материала и установленные в канавках венца и ступицы фиксирующие упругие элементы (2).
Фиксирующие элементы выполнены в виде спиралей левой и правой навивки. Такая конструкция зубчатого колеса не всегда позволяет расположить между фиксирующей спиралью и стенками винтовых канавок упругоподатливые прокладки, соответствующие по прочности и податливости
5 заданным расчетным характеристикам, так как размеры витков, а следовательно, и площадок сопряжения ограничены, что, кроме того, усложняет условия сборки колеса.
10 Целью изобретения являются повышение нагрузочной способности, расширение диапазона демпфирования вибраций и повышение технологичности конструкции.
Указанная цель достигается тем, что
15 фиксирующие упругие элементы выполнены в виде разрезных по радиусу спиральных колец, при этом размещенные в канавках ступицы кольца установлены с зазором по отношению к поверхности ступицы и на20 оборот.
Кроме того, разрезные спиральные кольца могут быть выполнены перфорированными, гофрированными, а также могут быть снабжены радиально расположенны25 ми упругими пластинами, перпендикулярными плоскости колец.
На фиг. 1 показано зубчатое колесо, разрез по оси; на фиг. 2 — то же, с перфорированными спиральными кольцами; на фиг.
30 3 — то же, с гофрированными спиральными
769162 кольцами; на фиг. 4 — то же, со спиральными кольцами, снабженными упругими пластинами; на фиг. 5 — вид А фиг. 4.
Зубчатое колесо содержит ступицу 1 и зубчатый венец 2, на одной половине обращенных одна к другой поверхностей, которых выполнены винтовые канавки 3 и 4, например правого направления, а на другой — винтовые канавки 5 и 6 левого направления.
В канавках 3 и 5 ступицы 1 установлены разрезные по радиусу спиральные кольца 1 соответственно левого и правого направлений, а в канавках 4 и б венца 2 †так же кольца 8, размещенные между кольцами 7.
Кольца соединены между собой демпфирующим упругоподатливым материалом 9, например эластомером или полимером.
Ширина h колец 7 и 8 меньше, чем суммарная величина радиального зазора между ступицей 1 и венцом 2 и глубины t канавок. Таким образом, обеспечивается необходимый зазор между разрезными спиральными кольцами и поверхностью венца или ступицы.
Технология сборки предлагаемой конструкции зубчатого колеса заключается в следующем. В винтовые канавки 4 и б, выполненные на внутренней цилиндрической поверхности зубчатого венца 2, вставляются упругие спиральные кольца 8, затем венец
2 с кольцами 8 и ступица 1 собираются в рабочей полости формы (на чертежах не показана), после чего производится установка упругих спиральных колец 7 в канавки 3 и 5 левого и правого направлений, выполненные на наружной поверхности ступицы 1. Затем производится заполнение полимером или эластомером 9 промежутков между спиральными кольцами, например методом литья под давлением. Возможность выбора требуемого размера зазоров между спиральными кольцами 8 и 7, а также между зубчатым венцом 2 и ступицей 1 соответственно, увеличение площади контакта демпфирующего материала 9 с зубчатым венцом 2, ступицей 1 и спиральнымп кольцами 7 и 8 позволяет расширить диапазон демпфирования вибраций и значительно снизить вес (на 15 — 20О/О ), особенно при изготовлении крупногабаритных зубчатых колес, что приводит к экономии металла.
Формула изобретения
10 1. Зубчатое колесо, содержащее венец и ступицу с винтовыми канавками правого направления на одной половине обращенных одна к другой поверхностей венца и ступицы и левого направления на другой, 15 размещенный между венцом и ступицей слой демпфирующего упругоподатливого материала и установленные в канавках венца и ступицы фиксирующие упругие элементы, отличающееся тем, что, с
20 целью повышения нагрузочной способности, расширения диапазона демпфирования вибраций и повышения технологичности конструкции, фиксирующие упругие элементы выполнены в виде разрезных по радиусу
25 спиральных колец, при этом размещенные в канавках ступицы кольца установлены с зазором по отношению к поверхности ступицы и наоборот.
2. Колесо по п. 1, о т л и ч а ю щ е е с я
30 тем, что разрезные спиральные кольца выполнены перфорированными.
3. Колесо по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что спиральные кольца выполнены гофрированными.
35 4. Колесо по пп. 1 — 3, отличающеес я тем, что спиральные кольца снабжены радиально расположенными упругими пластинами, перпендикулярными плоскости колец.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Мо 502166, кл. F 16Н 55/14, 1973.
45 2. Авторское свидетельство СССР по заявке М 2463061/25-28, кл. Г 16Н 55/14, 1977 (прототип).


