Металлополимерное зубчатое колесо
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВЙДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Саеетскнк
Соцналнстнч вские
Республик (1Ц667737
1 Юсиа. )p )-Б
f = д .,и Л 9 Ф: k:, (ÇYÒ
1 (61) Дополнительное к авт. свид-ву
/ (22) Заявлено 1L0477 (21) 2472464/25-28
{51)М. Кл.2 с присоединением замки М
F 16 Н 55/14
Государственный комитет
СССР но делам изобретений и открытий (23) Приоритет—
{5Ç) УДК 621.833.12 (088.8) Опубликовано 150679, Бюллетень Йя 22
Дата опубликования описания 180679
{72) Автор изобретения
Г.Т. Фараонов
{71) Заявитель (54) МЕТАЛЛСПОЛИМЕРНОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО
Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах различного назначения.
Известно металлополимерное зубчатое колесо, состоящее иэ металлической ступицы и пластмассового зубчатого венца и имеющее внутреннюю полость в местах соединения венца со ступицей, заполненную связующим веществом (1).
Подобная конструкция не обеспечивает прочного соединения зубчатого венца со ступицей, а технология его изготовления и заливки связующего вещества очень трудоемка.
Наиболее близким по технической сущности к изобретению является метал лополимерное зубчатое колесо, содержащее металлическу ступицу с расположенным в середине нее фланцем и схватывающий фланец пластмассовый зубчатый венец (2).
Во фланце выполнены сквозные отверстия, заполняемые пластмассой и выполняющие роль механических замков, предотвращающих смещение пласт30 массового венца, относительно ступиЭта конструкция обладает тем недостатком, что при литье под давлением или прессовании пластмассы в области отверстий создаются холодные стыки за счет образующихся встречных потоков расплава, проходящих через отверстий. Холодные стыки при эксплуатации зубчатого колеса в условиях работы при пониженной или циклически изменяемой температуре, а также за счет старения, превращаются в трещины. Кроме того, обработку металлической части колеса с отверстиями во фланце невозможно осуществить на одном станке, что усложняет процесс, изготовления колеса.
Целью из обрет ени я явл яет с я повышение прочности, надежности и упрощение изготовления колеса.
Поставленная цель достигается тем, что на торце фланца выполнена кольцевая канавка, эксцентрично расположенная относительно оси колеса, а на сопрягаемых с фланцем повЕрхностях ступицы выполнены клиновидные канавки.
На фиг. 1 показано металлополимерное зубчатое колесо, общий вид; на фиг. 2 — разрез A-A на фиг. 1.
Формула из обрет ени я
A-А
Составитель Л. Дьякова
Редактор Е. Эубиетова Техред С. Мигай Корректор В. Синицкая
Тираж 1138 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Эаказ 3436/31
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Колесо состоит из металлйческой, арматуры, имеющей вид ступицы 1 с фланцем 2 и пластмассового зубчатого венца 3. На торце фланца 2 выполнена кольцевая канавка 4, расположенная относительно оси 5 колеса с эксцентриситетом е, а на ступице 1 выполнены клиновидные канавки 6.
Кольцевая канавка 4 в сечении мо-жет иметь различную форму — квадратную, прямоугольную, треугольную и др.
Кольцевая канавка 4 эа счет экс- 10 центричного расположения не позво 1яет пластмассовому зубчатому венцу
3 при вращении в зацеплении с другим колесом проворачиваться в направлении действия нагружающего зубья уси- 15 лия. Клиновидные канавки 6 йа ступице 1 не позволяют отставать пластмассе от торцов фланца.
Описываемое выполнение металлополимерного зубчатого колеса исклю"чает воэможность образования холодных стыков на пластмассовом зубчатом венце или литье под давлением или прессовании пластмассы, в результате чего повышается прочность и надежность колеса. Одновременно упрощается технология изготовления колеса эа счет того; что металлическая арматура-ступица с фланцем, на которых выполнейы кольцевая эксцентричная канавка изготавливается на одном токарном станке и не требует применени я специ альной оси аст ки .
Металлополимерное зубчатое колесо, содержащее металлическую ступицу с расположенным в середине нее фланцем и охватывающий фланец пластмассовый зубчатый венец, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью повышения прочности, надежности и упрощения изготовления колеса, на торце фланца выполнена кольцевая канавка, эксцентрично расположенная относительно оси колеса, а на сопрягаемых с фланцем поверхностях ступицы выполнены клин овидные канавки.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 200975, кл. F 16 Н 55/04, 1967.
2. Патент Франции Р 1310080, кл. F 16 Н, 1962.

