Способ регулировки равномерности зазора в гидростатическом подшипнике
САН ИЕ
Союз Советскик
Социалистическик
Республик (1и 740987
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 24.01. 77 (2) ) 2446209/25-27 с присоединением заявки ¹ «
Р 16 С 32/06
Государственный комитет (23) ПриоритетII0 делам изобретений и открытий
Опубликовано 15.06.80. Бюллетень № 22
Дата опубликования описания 18.06.80 (5З) ЙК 621.822..5 (088.8) (72) Автор изобретения ф. В. Суязов (7I) Заявитель
Горьковский проектно-конструкторский технологический институт (54) СПОСОЬ РЕГУЛИРОВКИ РАВНОМЕРНОСТИ
3A3OPA B ГИДРОСТАТИЧЕСКОМ
ПОДШИПНИКЕ
Изобретение относится к машиностроению, а именно к гидростатическим опорам скольжения.
Известен способ регулировки равномерности зазора в гидростатическом подшип5 нике путем изменения пропускной способности входных дроссепей. По известному способу регулировка равномерности зазора заключается в создании равенства давлений в карманах подшипника путем измене10 ния пропускной способности входных дросселей (1).
Однако при равенстве давлений- в карманах подшипника равенство гидростатических сип возможно только при условии
15 равенства опорных площадей и строгом диаметральном расположении карманов подшипника, что практически трудно ocymecTвимо.
Цепью изобретения является повьппение точности регулировки зазора в гидроста тичес ком подшипнике.
Обеспечивается данная пель тем, что перед изменением пропускной способности
2 входных дроссепей измеряют зазор пос редством датчиков, количество которых равно числу карманов и показания которых опредепяют по единой шкале, а затем регулируют зазор.
Кроме тот о, пропускную способность дросселей изменяют при подаче рабочего давления через технологический штудер с предварительно установленным дросселем, пропускная способность которого подлежит изменению.
На фиг. 1 представлен гидростатический подшипник, продольный разрез; на фиг. 2 — сечение А-А фиг, 1; на фиг, 3сечение Б-Б фиг. l; на фиг. 4 - технологический штудер, разрез и узел I.
Шток 1 и крышка 2, образующие подшипник, установпены на паралпепьные. поверхности 3 и 4 (рабочее положение гндродипиндра). На крышке 2 закреплено копьпо 5, в диаметрально расположенных .отверстиях которого помещены сопла 6, 7, 8 и 9 пневмомикрометров. Эти сопла могут перемещаться в отверстиях относи20
55 з 740 тельно кольца 5 посредством макрометрических винтов (на чертеже не показаны).
К cormaM по гибким трубкам 10 подводится воздух от блока пневмомикромет ров 11, имеющего единую шкалу 12 деле ний для прозрачных трубок 13-16, При регулировке равномерности зазор гидростатического подшипника входные дроссели 17 ввертываются непосредствен но в крышку 2 гидроципиндра, а подвод жидкости к ним осуществляется по трубопроводам 18 от источника подачи жидкости под давлением.
B трубопроводы 18 встроены запорные вентили 19-22.
При изменении пропускной способности .входного дросселя путем чеканки его отверстия применяется технопогический штуцер, состоящий иэ корпуса 23, крышки
24, винта 25 и наконечника 26, Для изменения давления в карманах подшипника предусмотрен манометр 27.
Входной дроссель 17 дпя каждого кармана ввертывается в корпус переходного штуцера, ввертываемого в подводящее отверстие крышки 2.
Способ регулировки равномерности зазора в гидростатическом подшипнике осуществляют следующим образом.
Комплект входных дроссеелей 17 с одинаковой пропускной способностью ввертывают в реэьбовые отверстия крышки 2.
На верхнюю плоскость крышки 2 устанавливают кольцо 5 с соплами 6, 7, 8 и 9 пневмомикрометров.
После этого крышку 2 и шток 1 устанавливают на параллельные поверхности
3 и 4. Подсоединяют гибкие трубки 10 и трубопроводы 18. Затем подают воздух от источника к блоку пневмомикрометров
11 и включают источник подачи жидкости под давлением.
Операцию начинают с установки сопел 6, 7, 8 и 9 относительно штока 1 на минимальное расстояние.
Йля этой цели вентиль 19 закрывают, а вентили 20, 21 и 22 оставляют открытыми. Под действием давления жидкости в трех карманах подшипника шток 1 перемещается относительно крышки 2, касаясь .ее со стороны сопла 6. Посредством, например, микрометрического винта (на . чертеже не показан) сопло 6 перемещают в направлении штока 1, наблюдая за понижением уровня жидкости в трубке 13.
По достижении уровнем отметки, например 9, шкалы 12 открывают вентиль 19 и закрывают вентиль 20. Шток 1 под действием давления жидкости в карманах
987 4 подшипника перемещается относительно
KpblMKH 2, касаясь ее со стороны сопла 7.
Перемещая соппо 7, устанавливают уровень жидкости в трубке 14 на отметке "9 шкалы 12.
Операцию повторяют для сопел 8 и 9.
При открытых вентилях 19-22 шток под действием гидростатических сил само устанавливается относительно крышки 2, образуя кольцевой зазор. Уровень жидкости в трубках l3, 14, 15 и l6 вследствие увеличения расстояния между соплами 6, 7, 8 и 9 и поверхностью штока 1 повышается.
При идеальной концентричности поверхностей, образующих кольцевой зазор между штоком 1 и крышкой 2, а также при одинаковых площадях и строго диаметральном расположении карманов подшипника. Кольцевой зазор будет равномерным. Следовательно, и уровни жидкости в трубках 13, 14, 15 и 16 повысятся до одинаковой отметки.
В случае получения разных уровней жидкости в трубках добиваются, чтобы диаметрально противоположные зазоры между штоком 1 и крышкой 2 были одинаковы, заменяя соответствующий входной дроссель на дроссель с пропускной способностью, близкой к оптимальной, и наблюдая при этом, чтобы уровни жидкости в трубках 13 и 15 (ипи 14 и 16) быпи одинаковыми.
Пропускную способность дросселей изменяют методом чеканки при подаче рабо чего давления через технологический штуцер, в котором предварительно устанавливают дроссель, пропускная способность которого подлежит изменению.
Контроль величины давления в карманах подшипника (дпя сравнения с оптимальным значением) осуществляют по манометру 27, Способ может быть применен также для регулировки равномерности зазора в гидродинамических подшипниках машин и механизмов с горизонтальным расположением оси вращающихся. частей, имеющих большие массы.
B этом случае для того, чтобы в процессе регулировки учитывалась сила т жести вращающихся частей машины, целесообразно вести одновременно регулировку равномерности зазора в двух подшипниках.
Форм уп а изобретения
1. Способ регулировки равномерности зазора в гидростатическом подшипнике путем изменения пропускной способности входных дросселей, о т л и ч а ю
m и и с я тюбе, что, с делью повышения точности регулировки, перед изменением пропускной способности входных дросселей измеряют зазор посредством датчиков, количество которых равно числу карманов и показания которых определяют по единой шкале, а затем регулируют зазор.
2. Способ регулировки равномерности зазора по и. 1, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что пропускную споссбность дцоссе0987 6 лей изменяют при подаче рабочего давления через технологический штупер, в котором предварительно устанавливают дрос сель пропускная способность которого подлежит изменению.
Источники информа ии, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
t0 %398771,кл. F 16 С 32/06, 1973.
740987
Составитель B. Янков
Редактор Н. Вирко Техред H. Бабурка Корректор М. Пожо
Заказ 3180/38 Тираж 1095 Подписное
LIHHHI1H Государственного. комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Paymczas наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4




