Устройство для спуска судов на воду
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Опубликовано 15.06.80. Бюллетень J% 22 Дата опубликования описания 18.06.80 (5т)М. Кл. В 63 С 3/08 Гнеударстевнный нонмтет СССР нн делан нзебретенмй н нткрытнй (53) УДК 629.12. .002,28 (088.8) (72) Авторы изобретения Н. И. Ревенко, Б. И. Васильев, И. l1. Гончаренко, M. Я. Хазанов, В, И. Подбельцев, И. В. Феленковский и А. А. Гудзе (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПУСКА СУДОВ НА ВОДУ Изобретение относится к судостроению. Известно устройство для спуска судов, содержащее спусковые дорожки Я . Наиболее близким решением к изобретению является устройство для спуска судов на воду, содержащее спусковые полозья и дорожки стапеля )21. .: Недостаток указанных устройств заключается в том, что они не обеспечивают в случае разворота диаметральной плоскости судна относительно осевой линии стапеля, что необходимо по условиям производства. Бель изобретения - повышение эффективности использованич стапеля и обеспечение разворота судна при движении его по стапельным дорожкам до входа в воду. Укаэанная цель достигается тем, что плоскость скольжения каждой из дорожек выполнена с углом наклона в поперечном направлении, величина которого принима:"ется из соотношения (д рс 2 где р — угол наклона дорожки в поперечном направлении; - коэффициент трения; при этом на одной из боковых сторон спусковых полозьев, обращенной к рыби5 не, нанесен слой насалки. На фиг. 1 показана схема размещения судна в период постройки; на фиг. 2— судно на стапеле, поперечное сечение; на фиг. 3 — предлагаемое устройство, тО поперечное сечение, Устройство для спуска судна 1 содержит укладываемые на дорожки 2 брусья 3, на которые монтируется подшивка 4 с щитами насалки 5. Шиты с подшивкой 15 укладываются под углом р к поверхности дорожек в поперечном направлении, а его величина выбирается иэ сооТ ношения lpga < $, где 1 - коэффициент трения насалки. Боковые части дорожек 2 имеют рыбины 6, На дорожки перед спуском укладывают полозья 7, на которых судно устанавливают так, чтобы при движении оНо не задевало стоящие рядом и нструкции, например стапельный груз подъемный кран 8, расстояние К между которым и строящимся судном выбирается по условиям техники безопасности. Б период закладки и постройки корпу=са судна на стапеле должно быть соблю дено условие обеспечения минимально допустимого по требованиям эксплуатации и техники безопасности расстояния К между бортом корпуса судна и выступаю= <0 шими частями береговых грузоподъемных конструкций и коммуникаций. Перед спуском на дорсркки 2 уклады-вают деревянные брусья 3 с подшивкой 4 и рыбины 6. При этом подшивку 4 15 устанавливают под углом b в поперечном сечении, а его абсолютную величину определяют по формуле1рв а к, где — коэффициент трения насалки. Сверху на подшивку 4 укладывают шиловую 20 насалку 5,непосредственно на которую опираются полозья 7. Насалка наносится дополнительно на боковую поверхность полозьев 7 со стороны рыбины нля умень= щения трения при спуске, так как при 25 Ф ;„; р м у л а и :- о б р е т е н и я наклоненном положении боковые стенки по.лозьев испытывают достаточно большое Устройство для спуска судов на воду, содержащее спусковые полозья и дорожки стапеля, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, = целью повышения эффективности использования стагеля и обеспечесопротивление трения. Судно на спусковые полоз,-я 7 устанавливается разворотом. B дальнейшем, независимо от первоначального разворота относительно оси стапеля,, при движении за счет выполненич подшивки 4 с насалкой 5, наклоненных поперек стапеля, обеспе«чивается разворот судна на величину, 55 определяемую шириной стапельных доро= жек 2 и допустимым удельным давлением насалки, При этом в начальный период спуска судно поступательно перемещается по 40 дорожкам стапеля в направлении порога. На следующем этапе за счет перемещения большой части полозьев 7 на па=клоненной к одной из сторон стапеля дорожке 2 и появления в результате этс * to диагональной составляющей силы движения судно продолжает двигаться к по= рогу и одновременно отдаленной от порога оконечностью корпуса скользит к од-" ной из рыбин, поворачиваясь вокруг вер- 50 тикальной оси. 03. 4 На последующем этапе для уравновешивания сил инерции разворота судна дорожки 2 и насалка 5 имеют обратный наклон на длине, обеспечивающей гашение спл инерции поворота. К этому времени расположенная ближе к порогу оконечность корпуса судна может входить в воду. При движении судна по стапельным дорожкам за счет появления поперечной сос тавляющей сил движения (с ) удаленная or порога оконечность судна перемещается как в продольном, так и в поперечном относительно стапельных дорожек 2 направлениях. При этом судно поворачивается вокруг вертикальной оси 0 корпуса до положения, обеспечивающего параллельность диаметральной плоскости а осевой c"; апеля в > . что обеспечивает безопасный вхоц судна в воду и исключает разворот его or воздействия сил сопротивления воды. ния разворота судна при движении по ста=-* нельным дородкам до входа в воду, плоскость скольжения каждой из дорожек выполнена с углом наклона в поперечном направлении, величина которого принимается из соотношения (рр<-f гце р - угол наклона дорожки в поперечном направлении: коэффициент трения при этом па одной из боковых сторон спусковых полозьев, обращенной к рыбине, нанесен слой насалки. Источники информации, / принятые во внима-::ие при экспертизе 1. Автооское свидетельство ССР % 165387, кл, В 63 С 3/02, 3. 6.08. 63. 2, Авторское свидетельство СССР М 404702, кл. Б 3 С 3 02, 1 О. 1 l. 71 (прототип) . 74060» Составитель В. Северов Редактор E. Яковчик Техред Ж. Кастелевич Корректор И. Муска Заказ 3120/21 Тираж 497 Подписное ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5 Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4