Центробежная муфта
Союз Советскив
Социалистических
Республик
pi>734459 Cr (6 i) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 0%0128 (21) 2570626/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 1 50580. Бюллетень ¹ 18
Дата опубликования описания 159580
F 16 0 43/18
Государствеииый комитет
СССР по дедам изобретений и открытий
Щ) УДЫ 621. 825 ° 5 (088. 8) (72) Автор изобретения
Ю,М. Мартыхнн
Всесоюзный научно-исследовательский институт мотоциклов (71) Заявитель н малолитражных бензиновых двигателей внутреннего сгорания (54 ) ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА
Изобретение относится к машиностроению .
Известна центробежная муфта, содержащая ведущий барабан и установленный на ступице на винтовых направляющих ведомый барабан, комплект связанных с ними фрикционных дисков, опорный и нажимной диски, а также расположенные между последними центробежные грузы (1).
Недостатком такой муфты является длительная пробуксовка при включении муфты с передачей малых крутящих моментов и, в связи с этим, высокая степень нагрева фрикционных элементов и их износ, Цель изобретения — повышение долговечности путем снижения износа фрикционных дисков. 20
Цель достигается тем, что муфта снабжена упорным подшипником, установленным между торцом нажимного диска и ведомого барабана со стороны, противоположной расположению центро- 25 бежных грузов с воэможностью взанмодействия с нажимным диском, при осевых перемещениях ведомого барабана.
На чертеже изображена центробежная муфта, общий вид. 30
На гладкой части консоли коленчатого вала 1 установлена с возможностью вращения шестерня 2 моторной передачи, которая выполнена зацело со ступицей 3 ведомого барабана 4, имеющей на наружной поверхности винтовую нарезку. На ступицу 3 навернут ведомый барабан 4, имеющий на периферии шлицы, взаимодействуницие с ведомыми дисками 5.
На шлицевом конце коленчатого вала 1 закреплен опорный диск б. Ведущий барабан 7 сцентрирован относительно опорного диска 6 и установлен слева от него на расстоянии, определяемом высотой приливов 8,в которые ввернуты винты 9 с шайбами
10, ограничивающие предельное удаление барабана 7 и диска б.
Диск 6 и барабан 7 отжаты установленными между ними нажимными пружинами 11.
Справа от опорного fimcxa б в пазах сепаратора 12, установленногойа опорном диске á,размещены центробежные грузы 13 (ролики), контактирующие с нажимным диском 14, который, в свою очередь, находится в контакте с крайним из ведомых дисков 5.
В центральной части нажимной диск
734459
14 контактирует с телами качения
15 упорного подшипника, размещенного в левом торце ведомого барабана 4.
В центральной части левого торца ведущего барабана 7 в гнезде 16 установлен выжимной подшипник 17 с грибком 18. Пазы на внутреннем диаметре барабана 7 взаимодействуют с ведущими дисками 19, которые чередуются с ведомыми дисками 5. Комплект фрикционных дисков фиксируется от выпадания стопорным кольцом 20, вставленным в кольцевую проточку на внутреннем диаметре ведущего барабана 7.
В нажимном диске 14 закреплены штифты 21 с надетыми на них пружинами 22 холостого хода, которые раздвигают крайние диски комплекта фрикционных дисков.
Работает муфта следующим образом.
Увеличение оборотов коленчатого вала двигателя приводит к увеличению центробежных сил грузов 13, которые, отталкиваясь от опорного диска 6, воздействуют на нажимной диск 14 и стремятся преодолеть усилие пружин 22. Преодолев их усилие, центробежные грузы, перемещаясь по конической поверхности опорного диска, поджимают нажимной диск 14 и комплект фрикционных дисков к стопорному кольцу 20, которое, в свою очередь, заставляет перемещаться барабан сцепления 7 и сжимать нажимные пРу и ы 11, Результатом этого является рост осевых усилий, действующих ыа Фрикционные диски и рост момента трения сцепления.
В зависимости от того, какой величины крутящий момент развивает двигатель, ведомый барабан 4, взаимодействуя по винтовой поверхности со ступицей 3, будет в большей или меньшей мере с помощью подшипника
15 препятствовать сжатию комплекта дисков, т.е. при полном открытии дросселя карбюратора, прежде чем произойдет сцепление дисков, ведущий барабан должен достичь больших чисел оборотов вращения, с тем чтобы преодолеть силу воздействия на нажимной диск 14 со стороны ведомого барабана
4 и подшипника 15. При частичном открытии дросселя карбюратора сцепление дисков произойдет при меньших оборотах вращения ведущего вала.
Размыкание дисков (при необходимости переключения передач в коробке передач) осуществляется нажатием на грибок 18, приводящим к осевому сдвигу ведущего барабана 7 и стопорного кольца 20, являющегося упором, что позволяет иметь зазор между Фрик15 ционными дисками.
В связи с уменьшением времени пробуксовки дисков при включении муфты снижается температурный нагрев элементов сцепления, увеличивается
20 срок службы муфты. формула изобретения р Центробежная муфта, содержащая ведущий барабан и установленный на ступице на винтовых направляющих ведомый барабан, комплект связанных с ними фрикционных дисков, опорный и нажимной диски, а также расположенные между последними центробежные грузы, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности путем снижения износа фрикционных дисков, она снабжена упорным подшипником, установленным между торцом нажимного диска и ведомого барабана со стороны, противоположной расположению центробежных грузов с возможностью взаимодействия с нажимным
40 диском, при осевых перемещениях ведомого барабана.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Японский журнал Отобай 32, 9 6, с. 145-147, рис.3 1966.
Составитель Г. Абрамова
Редактор О. Торгашева Техред М. Кузьма Корректор A ° ÃÐHÍeí î
Заказ 3232
Тираж 1095 Подписное
ЫНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и о-. крытий
113035, Москва, Ж-35, Раутаская наб., д. 4/5
_#_
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул.:Проектная,4


