Центробежная муфта
1, О П И С А Й И-"ИЗОБРЕТЕНИ Я
yt ц 694703
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
<® (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 18.09.75 (21) 2172275/25-27 с присоединением заявки ЛЪ (23) Приоритет
Опубликовано 30.10.79. Бюллетень ¹ 40
Дата опубликования описания 30.10.79 (51) М Клз
F 160 43/18
Государственный номнтет (53) УДК 621.825.5 (088.8) ло делам изобретений н открытий (72) Авторы изобретения
А. М. Гусятинский, Ю. Б. Загоскин и В. П, Леликов (71) Заявитель Всесоюзный научно-исследовательский технологический институт приборостроения (54) ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах, где требуется осуществлять частую остановку рабочего органа, например в сверлильных станках с программным управлением, а также может обеспечивать передачу постоянного по величине крутящего момента при любой нагрузке на ведомом валу, что позволяет использовать ее в трансмиссии автомобиля.
Известна центробежная муфта, содержащая охватываемую ведущую полумуфту с радиальными пазами, в которых установлены центробежные грузы, выполненные в виде роликов, а также охватывающую ведомую полумуфту и свободно размещенный между последней и центробежными грузами фрикционный элемент, выполненный в виде разрезного упругого кольца (1).
Под действием центробежной силы ролики радиально перемещаются в пазах ведущей полумуфты, воздействуют на разрезное кольцо, которое, разжимаясь, взаимодействует с внутренней поверхностью ведомой полумуфты.
При работе этой муфты в предохранительном режиме происходит относительное проскальзывание трущихся фрикционных поверхностей, что приводит к нагреву и износу. Кроме того, при включении или выключении происходит резкое нарастание илп падение передаваемого крутящего момента. То же явление наблюдается и при передаче крутящего момента с ударными нагрузками.
Целью изобретения является снижение износа поверхностей трения и повышение плавности передачи крутящего момента.
Поставленная цель достигается тем, что кольцевой фрикцпонный элемент жестко соединен с охватывающей ведомой полумуфтой, а центробежные грузы выполнены в виде роликов, свободно установленных на осях, концы которых размещены в радиальHbIx пазах охватываемой ведущей полумуфты.
На фиг. 1 представлена центробежная муфта в продольном разрезе; на фпг. 2— разрез А — А на фпг. 1.
На ведущем валу 1 жестко закреплена охватываемая ведущая полумуфта 2, в радиальных пазах 3 которой свободно размещены концы осей 4. На последних по кодовой посадке установлены ролики 5, являю25 щисся центробежными массами. Ведомая охватывающая полумуфта 6 имеет кольцевой фрпкцпонпый элемент 7. Полумуфта 6 жестко связана с ведомым валом 8.
При вращении вала 1 на центр тяжести
30 системы ось — ролик действует центробеж694703
М= КтсоЧ
1 рог. Л
Составитель И. Антипова
Техред H. Строганова
Корректоры: Е, Осигова и Л. Орлова
Редактор H. Суханова
Заказ 2222/17 Изд. ¹ 615 Тираж 1139 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )l(-35, Рау пская наб., д, 4,, 5
Типография, пр. Сапунова, 2 ная сила, прижимающая ролик 5 к кольцевому фрикционному элементу 7. Возникающая сила трения качения между роликом 5 и элементом 7 создает момент, вращающий ведомую полумуфту 6 с валом 8.
Формула для определения момента имеет вид где К вЂ” коэффициент трения качения; 10 и — угловая скорость ведущего вала;
R — радиус окружности центров тяжести центробежных масс.
Однако ввиду тога, что вели |ина коэффициента трения качения К значительно 15 меньше коэффициента трения скольжения (сухого) К| скорость нарастания момента будет ниже.
Соответству |ощим подбором матери ал а контактирующих поверхностей, например 20 сталь по текстолиту, можно существенно влиять на величину К, меняя тем самым передающую способность муфты в сторону большей жесткости или плавности.
Таким образом, предлагаемая муфта обеспечивает плавную гибкую связь между ведущим и ведомым валами, как в случае резкого изменения мощности двигателя, так и в случае резкого изменения нагрузки и может быть использована в механизмах, 30 где такая связь требуется, например в трансмиссии автомобиля. Действительно, при резком увеличении нагрузки (автомобиль начинает крутой подъем) обороты двигателя в первый момент снизятся, что уменьшит силу давления роликов на втулку, тем самым позволив двигателю вновь набрать оптимальные обороты. Следовательно, при изменении профиля пути двигатель будет продолжать работать в режиме максимальной мощности, а автомобиль будет двигаться с максимальным ускорением.
Формула изобретения
Центробежная муфта, содержащая охватываемую ведущую полумуфту с радиальными пазами, в которых установлены центробежные грузы, охватывающую ведомую полумуфту и размещенный между последней и центробежными грузами кольцевой фрикционный элемент, отличающаяся тем, что, с целью снижения износа поверхностей трения и повышения плавности II0редачи крутящего момента, кольцевой фрикцпопный элемент жестко соединен с охватывающей ведомой полумуфтой, а центробежные грузы выполнены в виде роликов, свободно установленных на осях, концы которых размешены в радиальных пазах охватываемой ведущей полумуфты.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент СССР № 45876, кл. Г 16D
43/08, 1931 (прототип).