Спинка сиденья транспортного средства
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИ ИТИЛЬСТВУ
Союз Советскик
Социалистических
Республик
oi) 727490 г. „ .; j " (";т, Р
1 (61) Дополнительное к авт. саид-ву— (51)М, Кл 2 (22) Заявлено 260476 (21) 2352923у27-11
t с присоединением заявки Нов
В 60 N 1/12
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет— (53) УДК629;113. .042.2(088.8) Опубликовано 150480, Бюллетень )йо 14
Дата опубликования описания 20. 04. 80 (72) Авторы изобретен и я
И. С. Маэяр и В. Т. Шевченко
Всесоюзный конструкторско-эксперимеитальный институт автобусостроения (71) Заявитель (54) СПИНКА СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к средствам повышения комфортабельности пассажирских транспортных средств и может быть использовано в сиденьях автобусов, троллейбусов и в трамваях.
Известны спинки сидений транспортных средств, имеющие каркас с подушкой из упругого материала и связанное с подушкой жесткое основание (11.
Недостатком известных спинок сидений является возможность травмоопасности для сидящих сзади пассажиров при резком торможении или при внезап- 15 ной остановке транспортного средства вследствие жесткой тыльной и верхней торцовой части спинки.
Наиболее близким техническим ре- 20 шением к изобретению является спинка сиденья транспортного средства, содержащая трубчатый каркас, установленную на нем подушку из упругого материала, связанное с подушкой плоское. основа- ние и закрепленный на верхней части каркаса П-образный элемент, на горизонтальном участке которого установлен валик из энергоноглощающего ма- териала (2). 30
Недостаток этих спинок сидений заключается также в возможности травмирования сзади сидящих пассажиров о.тыльную часть спинки сиденья при резком торможении транспортного средства. Кроме того, на ней не,предусмотрены ручки для стоящих в проходе транспортного средства пассажиров (по условиям травмобезопасности они необходимы).
Цель изобретения — повышение степени травмобезопасности спинки сиденья.
Для этого основание предлагаемой спинки .сиденья расположено внутри подушки и выполнено в верхней части с углублением, расположенным со стороны тыльной части подушки, в этом углублении расположен слой энергопоглощающего материала, а ширина углубления равна ширине подушки, при этом в верхней части боковых сторон подушки выполнены выемки и вертикальные участки П-образных элементов расположены в этих выемках и имеют покрытие из упругого материала.
Для упрощения изготовления спинки
П-образный элемент выполнен съемным.
На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, вид спереди; на.фиг. 2—
727490 то же, нид сбоку; на фиг. 3 — сечение -A на фиг. 1; на фиг. 4 — разрез по Б — Б на фи1. 2; на фиг. 5 — сечение В-В на фиг. 1. На основании 1 сиденья закреплены подушка 2 и спинка.
Спинка сиденья состоит из трубчатого каркаса 3, на котором закреплена подушка 4 иэ упругого материала, покрытая обивкой 5. Внутри подушки установлено плоское основание 6, выпол"ненное p виде жесткой панели, имеющей в верхней части углубление 7, обращенное открытой частью к тыльной сторбне спинки. Углубление с. тыльной стороны основания заполнено энергопоглощающим материалом, например пенополиуретаном, губчатой рениной или другим упругим материалом, и образует энергопоглощающую накладку 8, при этом ширина углубления равна ширине подушки.
Для закрепления спинки на вертикальных трубчатых элементах каркаса в средней части и по краям к панели основания 6 жестко прикреплены образные направляющие 9. К верхнему торцу спинки примыкает П-образный трубчатый элемент 10, горнзонтальная часть которого покрыта энергопоглощающим материалом, выполненным в виде валика 11 имеющего в нижней Части плоский срез, а в задней нижней части — выступ 12.
В верхней части боковых сторон по-, душки выполнены выемки а., в которых расположены вертикальные участки 13
П-образного элемента. Он выполнен съемным и в случае его установки на спинке упомянутые участки 13 заводятся внутрь вертикальных элементов каркаса 3 и крепятся винтами 14. Участки 13 покрыты упругим материалом и образуют ручки. Валик 11 с выступом
12 перекрывают верхний торец спинки и образуют вместе с энергопоглощающей накладкой единую транмобезопасную область тыльной части сиденья.
Таким образом, в зоне наибольшей вероятности удара сзади сидящих пассажиров о спинку сиденья, при внезапной остановке или резком торможении транспортного средстна спинка сиденья имеет в верхней тыльной части транмобеэопасную область, покрытую энергопоглощающим материалом, предохраняющим пассажиров от транмиронания. Кроме того, спинка сиденья имеет ручки, которые удобны в пользовании.и также травмобеэопасны.
Формула изобретения
1. Спинка сиденья транспортного
15 средства, содержащая трубчатый каркас; установленную на нем подушку иэ упругого материала, связанное с подушкой плоское основание и закрепленI ный на верхней части каркаса П-образ- ный элемент, на горизонтальном участке которого расположен валик из энергопоглощающего материала, о т л и ч аю щ а я с я тем, что, с целью повышения степени ее транмобезопасности, основание расположено внутри подушки и выполнено в верхней части с углублением, расположенным со стороны тыльной части подушки, в этом углублении размещен слой энергопогло щающего материала, а ширина углубле= ния равна ширине подушки, при этом в верхней части боковых сторон подушки выполнены ныемки, а вертикальные участки упомянутых П-образных элементов расположены в этих выемках и имеют покрытие иэ упругого материала.
2. Спинкапоп. 1, отличающ а я с я тем, что П-образный элемент выполнен съемным-.
ИстЬчникИ информации, 40 принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США Р 3695689, кл, 297-191, 1972, 2. Патент Японии Р 54521, кл. 80В6; опублик. 08.01.74 (прото45 тип).
727490
A-А
Рог.41
Тираж 763
Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-.35, Раумская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул, Проектная, 4
Редактор М. Харитонова
Заказ 1051/16
Составитель Г. Петрова
Техред Э. Чужик, Корректор М. Пожо



