Дисковой тормоз
»715846
Сеюэ Советских
Социалистических
Республик
ОПИСАпИ
ИЗОБРЕТЕНИ
К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 16.1277 (21) 2554667/27
1)PA. Кд.
F 16 D 13/75 с присрединенйем заявки ¹
Государственный комитет
СССР о делам изобретений и открытий (23) Приоритет
3) УДК б 31. 825. . 5 (088. 8) Опубликовано 150280 Бюллетень ¹
Дата опубликования описайия 200280 (72) Авторы изобретения
A.Ã. Аронин и В.A. Гоба (71) Заявитель (54) ДИСКОВЫЙ то1МОЗ
Изобретение относится к облаоти машиностроения и может быть использовано в тормозных устройствах транспортных средств, Известен дисковых тормоз, содержащий корпус, пакет фрикционных дисков,опорный и нажимной диски и уст.ройство для автоматического поддержа- ния заданного зазора между дисками(1). р
Недостатком известного тормоза является то, что устройство для автоматического поддержания заданного зазора между дисками содержит коническую тарельчатую шайбу, являющуюся фиксатором скорректированного положения дисков. При ослаблении пружинящих свойств этой шайбы точность . всего устройства резко падает.
Целью изобретения является обеспечение точности поддержания заданного зазора между дисками.
Эта цель достигается тем, что устройство для автоматического поддержания заданного зазора выполнено в виде размещенных в нажимном диске цилиндров, связанных через фрикционные. упорные кольца с полыми поршнями, снабженными подпружиненными штоками, взаимодействующими с опорным дйс«ком, причем последний состоит из двух частей с клиновыми выступами, контактирующими между собой, одна из кото- рых установлена в корпусе на шлицах, а другая — подпружинена с возмбжностью вращательного движения относительно корпуса.
На фиг. 1 показан предлагаемый дисковы тормоз, разрез; на фиг. 2— опорный элемент; на фиг. 3 - нажимной механизм.
Тормоз содержит вращающие фрикционные дискч 1 связанные с полуосью
2, и установленный в корпусе 3 с помощью шлицев 4 фрикционный диск 5.
Нажимной механизм состоит из приводного диска б с рычагом 7 и нажимного диска 8, в профилированных канавках, 9 которого расположены шарики
10. Оба диска связаны возвратными пружинами 11. Между нажимным диском
8 и фрикционным диском 1 имеется зазор а. Нажимной диск 8 установлен в корпусе. 3 с помощью шлицев 12. B цилиндрах 13 установлены фрикционные упорные кольца 14 и контактирующие с ними полые поршни 15 с подпружиненными пружинами lb штоками 17. Зазор б между торцбм штока 17 и поршнем
15 равен заданному зазору в тормозе, Опорный диск состоит из двух частей
715846
25
18 и 19 с клиновыми выступами 20 и
21, угол наклона которых меньше угла самоторможения.
Часть 18 подпружинена винтовой . пружиной 22 кручения и имеет возможность вращательного движения, а часть
19 установлена в корпусе с помощью шлицев 23 и контактирует со штоками 17.
При торможении рычаг 7 поворачивается, шарики 10, перемещаясь по профилированным канавкам, смещают фрикционные диски. При этом шток
17, упираясь в опорный элемент, сжи-; мает пружину 16 до момента выборки зазора б. Усилие пружины 16 на ходе, 1равном зазору б, недостаточно для смещения фрикционного упор ого кольца 14. Если имеющийся зазор а больше зазора б, то рабочее усилие тормоза, передаваясь через шток 17 и поршень 15 на фрикционное упорное кольцо 14, сдвигает его на величину превышения зазора а над зазором б.
После расторможивания и возвращения нажимного диска 8 в исходное положейие между частью 19 опорного диска и штоком 17 образуется зазор, равный этому превьЫению. Пружина 22 поворачивает часть 18. При этом сдвигается часть 19 до упора в шток 17.
Осевое усилие, развиваемое пружиной
22, через клиновые выступы 20 и 21, недостаточно для сжатия пружины, ro обеспечивает установку зазора а, равного зазору б. Таким образом,за зор между тормознымч дисками по мере их износа остается постоянным.
Устройство для автоматического поддержания обеспечивает поддержание
I в высокой точности заданного зазора между фрикционными элементами тормоза. Это позволяет значительно увеличить срок службы фрикционных элементов, повысить эксплуатационную надежность тормоза, а так же сэкономить дорогостоящие фрикционные материалы и значительно уменьшить затраты на обслуживание тормозной системы.
Формула изобретения
Дисковый тормоз, содержащий корпус, пакет фрикционных дисков, опорный и нажимной диски и устройство для автоматического поддержания заданного зазора между дисками, о т л и ч а ю шийсятем, что, с целью обеспечения точности поддержания заданного зазора между дисками устройство для автоматического поддержания заданного зазора выполнено в виде размещенных в нажимном диске цилиндров, связанных через фрикцианные упорные кольца с полыми поршнями, снабженными подпружиненными штоками, взаимодействующими с опорными диска1 ми, причем последний состоит из двух частей с клиновыми выступами, контактирующими между собой, одна из которых установлена в корпусе на шлицах, а другая — подпружннена с возможностью вращательного движения относительно корпуса.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Англии Р 1259260, кл. Р 16 0 13/75, 1973 (прототип) .
Составитель А.Безуглый
ТехредН.Бабурка Корректор О.Ковинская
Редактор Л.Василькова
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная,4
Заказ 9495/33 Тираж 1095 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5


