Электрический ограничитель скорости шахтной подъемной машины
пцll2355
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 31.07.78 (21) 2663203/29-11 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.01.80. Бюллетень № 4 (45) Дата опубликования описания 30.01.80 (51) М. Кл.2
В 66 В 5/06
Государственный комитет (53) УДК 621.316. .718.5 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Автор изобретения
Г. П. Кудрявцев (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ОГРАНИЧИТЕЛЬ СКОРОСТИ
ШАХТНОЙ ПОДЪЕМНОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к устройствам защиты рудничных подъемных установок от превышения скорости.
Известен электрический ограничитель скорости шахтной подъемной машины, выполненный в виде двух независимых каналов, каждый из которых содержит узел, выдающий сигнал, пропорциональный допустимой скорости, датчик фактической скорости, блок сравнения скоростей, связанный 10 с исполнительным органом, и устройство контроля исправности (11.
Недостатком известного ограничителя является сложность получения сигналов датчиком фактической скорости. !5
Наиболее близким к изобретению по своей технической сущности к достигаемому результату является электрический ограничитель скорости шахтной подъемной машины, содержащий два независимых канала 20 ограничения скорости, каждый пз которых содержит датчик допустимой скорости, датчик фактической скорости и блок сравнения, связанный с исполнительным органом, и устройство контроля исправности (2).
Недостатком известного ограничителя является отсутствие контроля исправности датчиков.
Цель изобретения — повышение надежности контроля скорости. 30
Это достигается тем, что устройство контроля исправности содержит для каждой пары одинаковых датчиков нуль-органы, задатчик минимального порога срабатывания и формирователи сигналов пуска, входы которых соединены с выходами нульогранов, причем задатчик минимального порога срабатывания своими выходами соединен с одним пз входов каждого нуль-органа, второй и третий входы каждого из которых соединены с выходами одного и другого датчиков пары.
На чертеже представлена блок-схема предлагаемого ограничителя.
Он состоит из пары одинаковых бесконтактных датчиков 1 и 2 допустимой скорости, которые одновременно работают при разгоне, равномерном ходе и замедлении подъемной машины, пары одинаковых датчиков 3 и 4 фактической скорости, двух блоков 5 и 6 сравнения, устройства контроля исправности, содержащего для каждой пары одинаковых датчиков узлы 7 и 8, каждый из которых содержит нуль-органы
9 н 10, задатчик 11 минимального порога срабатывания, и формирователи 12 и 13 сигналов пуска.
Датчик 1 допустимой скорости может быть выполнен, например, на сельсппе 14, соединенном выходами с входами мостового
712355
3 выпрямителя 15, на выходы которого подклф ены переменные резисторы 16 и 17.
Датчик 3 фактической скорости может быть выполнен, например, на тахогенераторе 18, соединенном выходамп с мостовым выпрямителем 19, на выходы которого подключены переменные резисторы 20 и 21.
Ограничитель скорости работает следующим образом.
При разгоне подъемной машины бесконтактные датчики допустимой скорости одновременно поворачиваются на угол от 0 до 60 . Сигнал (напряжение) па их выходе изменяется от минимального до максимального значения. Эти сигналы поступают на два аналогичных блока 5 и 6, где они анализируются. Одновременно сигналы с выходов пары датчиков, например датчиков 1 и
2, поступают на входы узла 7.
Нуль-органы 9 и 10 работают на принципе срыва генерации. На первые их входы постоянно подается напряжение с выходов задатчика 11 минимального порога срабатывания. Это напряжение минимальное, но достаточное для запуска нуль-органов, т. е. напряжение на первом входе каждого нуль-органа при исправном состоянии всех элементов всегда больше чем на последнем на величину минимального задания, определяемого напряжением на выходе задатчика 11.
Когда напряжение на вторых входах нуль-органов 9 и 10 по абсолютной величине больше напряжения на последних входах, пуль-органы 9 и 10 генерируют колебания переменного тока — работают блокинггенераторами, на выходах имеются сигналы, достаточные для включения формирователей 12 и 13. Если напряжение на вторых входах по абсолютной величине становится меньше напряжения на последних входах, то происходит срыв генерации, сигналы на выходах нуль-органов 9 и 10 исчезают и формирователи 12 и 13 отключаются.
Таким образом, если датчики 1(3) и 2(4) исправны, то напряжение»а их выходах изменяется одновременно и по одному и тому же закону, т. е. между выходными напряжениями нет разницы по абсолютной величине, на выходах нуль-органов 9 и 10 имеется сигнал, достаточный для включения формирователей 12 и 13. Они, включаясь, разрешают пуск подъемной машины.
Если датчик 1 заклинивает в зоне минимальной скорости — напряжение на выходе датчика 1 минимальное, то по мере разгона подъемной машины напряжение на выходе датчика 2 увеличивается и становится абсолютной величине больше выходного напряжения датчика 1, т. е. напряжение на последнем входе нуль-органа 9 стано5
:15
60 вится больше напряжения па втором входе, происходит срыв генерации и на выходе нуль-органа 9 исчезает сигнал, формирователь 11 отключается и запрещает пуск подъемной машины.
Если же датчик 1 заклинивает в зоне максимальной скорости — напряжение на его выходе максимальное, то по мере замедления подъемной машины напряжение на выходе датчика 2 уменьшается и становится по абсолютной величине меньше выходного напряжения датчика 1. Следовательно, напряжение на втором входе нульоргана 10 меньше напряжения на последнем входе, происходит срыв генерации и на выходе нуль-органа 10 исчезает сигнал, формирователь 12 отключается и запрещает пуск подъемной машины. Таким же образом контролируются и промежуточные положения. Практически узлы устройства контроля исправности могут быть настроены на разность напряжений датчиков от
0,1 до 10 /о.
Таким же образом ограничитель скорости работает и при неисправностях датчиков
2, 3 и 4.
Ограничитель скорости шахтной подъемной машины обеспечивает автоматическую защиту подъемной машины при выходе из строя как электрических элементов, так и кинематических звеньев датчиков допустимой скорости и датчиков фактической скорости, что повышает надежность и безопасность эксплуатации подъемной установки.
Формула изобретения
Электрический ограничитель скорости шахтной подъемной машины, содержащий два независимых канала, каждый из которых содержит датчик допустимой скорости, датчик фактической скорости и блок сравнения, связанный с исполнительным органом, и устройство контроля исправности, отл н ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности, устройство контроля исправности содержит для каждой пары одинаковых датчиков нуль-органы, задатчик минимального порога срабатывания и формирователи сигналов пуска, входы которых соединены с выходами нуль-органов, причем задатчик минимального порога срабатывания своими выходами соединен с одним из входов каждого нуль-органа, второй и третий входы каждого из которых соединены с выходами одного и другого датчиков пары.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент СССР Мo 215835, кл. В 66 D
5/30, 1966.
2. Авторское свидетельство СССР
_#_ 335198, кл. В 66 В 5/06, 1969 (прототип) .
Редактор Т. Горячева
Составитель Г. Варгина
Техред В. Серякова
Корректор Е, Хмелева
Заказ 2784/9 Изд. № 130 Тираж 956 Подписное
1-1Г10 «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 7К-35, Раушская н; б., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2


