Предохранительная муфта
Союз Советских
Социалистических
Респубттии (61) Дополнительное к авт. свнд-ву (22) Заявлено 22.03.78 (21) 2592991/25-2 с присоединением заявки М (23) Приоритет
Опубликовано 05.09.79, Бюллетень .%33
Геоудеротеекиий хонетет
СССР ео делам хэобретеннй к отхрьтей
Дата опубликования описания 08 09 79 (72) Авторы изобретения
С. Г. Нагорняк и В. И. Гонюков (71) Заявитель (54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в станкостроении и других отраслях промышленности для зашиты узлов и отдельных деталей механизмов от воздействия перегрузок.
Известна предохранительная муфта, содержащая ведомую полумуфту, выполненную в виде двух дисков, жестко связанных между собой промежуточной втулкой и установленных на шейках корпуса ведущей полумуфты, в котором имеются сквозные отверстия. В них помещены пружины, оба конца которых взаимодействуют с шариками, входяшими в торцовые углубления дисков (1.).
Однако соединение крайних дисков через промежуточную втулку значительно усложняет процесс сборки, а передаваемый муфтой крутящий момент нельзя регулировать. B процессе частых срабатываний муфты пружины оседают, и их усилие становится меньше первоначального
2 значения, в связи с чем передаваемый крутящий момент также уменьшается, Наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является предохранительная муф- та, содержащая ведомую полумуфту и ведущую, ттмеюшую подвижные в осевом направлетпти и обрашенные друг к другу ступицами два диска, в торцовых углублениях ко т орых установлены тела качения, поджатые пружинами H расположенные в сквозных отверстиях двух втулок ведомой полумуфты, помешенных на ступицах дисков (2 f.
Но такая муфта неудобна в эксплуатации, сложна в изготовлении и сборке в связи с наличием на концах ступиц дисков кулачков, кроме того, различно конструктивное выполнение втулок ведомой полумуфты из-за сдвига кулачков в
20 окружном направлении по отношению к отверстиям для фиксашпт шариков и отсутствует защита внутренней части муфты от попадания абразивной пыли как
684208 между кулачками, так и в отверстия по». шарики.
Кель изобретения - обеспечение удобства в эксплуатации.
Поставленная цель достигается тем, что муфта снабжена закрепленным на ведомой полумуфте стаканом, а втулки выполнены с наружными шпицами, сопряженными со шпицами стакана, и зафиксированы на ступицах дисков от осевого перемещения, а сквозные отверстия втулок расположены соосно, и пружины помещены в них.
На чертеже изображена муфта с частичным продопьным разрезом.
На ведущей шлицевой полумуфте 1 ус- тановлены упорный и нажимной диски 2 со ступицами 3, обращенными друг к другу. Относительное положение llHGKQB 2 регулируется гайкой4. На ступицах 3 дисков 2 свободно установлены две втулки 5 со шпицами 6 на внешней. цилиндрической поверхности. Бо втулках 5 имеются сквозные соосные отверстия 7, параллельные оси враг5 шения муфты, в которых установлены пружины
8 сжатия для поджима шариков 9 к коническим лункам 10 на торцах дисков 2.
Каждая втулка 5 ограничена от осевого смещения относительно ступицы 3 зо ведущего диска 2 упругим быстросъемным кольцом 1 1, установленным в кольцевую выточку ступины 3.
Внешние шпицы 6 на втулках 5 сопряжены с внутренними шпицами 12 стака35 на 13, жестко связанного с ведомой полумуфтой, выполненной в виде зубчатого колеса 14, свободно установленного на ведущей шлицевой попумуфте 1.
Работа муфты заключается в следующем.
В нормальном режиме работы все злементы муфты находятся в относительном покое, и шарики 9 находятся {частично) в конических лунках 10 на торцах дисков 2.
Крутящий момент передается с ведуmего вала (на черт. не показан) на шлицевую ведущую полумуфту 1 с дисками
2 и далее коническими лунками 10 на шарики 9, установленные в сквозных отверстиях 7 втулок 5. Далее через шпицы 6 крутящий момент передается на шпицы 12 стакана 13 и на зубчатое колесо 14 (либо звездочку, шкив), находящееся, например, в зацеплении с аналогичным колесом исполнительного органа.
При перегрузке, т.е. остановке зубчатого колеса 14 со стаканом 13 и втулками 5, ведущий вал с шлицевой попумуфтой 1 и дисками 2 продолжает вращаться B прежнем направлении, что приводит к выходу шариков 9 иэ конических лунок 10 на торцах ведуших дисков 2 и к дополнительному сжатию пружин 8, Поскольку к ведущим дискам 2 каждая пружина 8 поджимает одновременно по два шарика 9, то, следовательно, нагрузочная способность муфты в два раза бопьше.
Регулировка крутящего момента производится дополнительным сжатием пружин
8 за счет сближения дисков 2 под действием регулировочной гайки 4.
Формула изобретения
Предохранительная муфта, содержащая ведомую полумуфту и ведущую, имеющую подвижные в осевом направлении и обращенные один к другому ступицами два диска, в торцевых углублениях которых установлены тела качения, поджатые пружинами и расположенные в сквозных отверстиях двух втулок ведомой полумуфты, помещенных на ступицах дисков, отличающаяся тем,что,с целью обеспечения удобства в зксплуатации, она снабжена закрепленным на ведомой полумуфте стаканом со шпицами на внутренней поверхности, а втулки выполнены с наружными шпицами, сопряженными со шпицами стакана, и зафиксированы на ступицах дисков от осевого перемешения, а сквозные отверстия втулок распс ложены соосно, и пружины помещены в них, Источники информации, принятые во внимание при зкспертизе
1. Патент США № 3893553, кл. 192-56, 1975.
2. Авторское свидетельство СССР № 615291, кл. F 16 2 7/06, 1976.
684208
Составитель О. Логвинова
Редактор С. Головенко Техред H. Бабурка Корректор С. Патрушева
3 аказ 5253/25 Тираж 1139 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )К-35, Раушскаа наб., д. 4/5
Филиал ППП - Патент, г. Ужгород, ул, Проектная, 4


