Предохранительная муфта
(i >) 649905
QnИСАН И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Со оо Сооетскнх
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. сьидву (22) Заявлено 10.05.76 (21) 2364273/25-27 (51) М.К .
F 16D 7/06 с присоединением заявки № (43) Опубликовано 28.02.79. Бюллетень № 8 (45) Дата опубликования описания 28.02.79 (53) УДК 621.825.5 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Автор изобретения
Ю. А. Грин
Тульский политехнический институт (71) Заявитель (54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА
ГосУдэРстеенный комитет (23) Приоритет
Изобретение относится к области машиностроения и предназначено дл использования в приводах механизмов при действии динамических нагрузок и перегрузок.
Известна предохранительная шариковая муфта, содержащая ведущую полумуфту и ведомую полумуфту, имеющую радиальные гнезда с установленными в них подпружиненными шариками, поджатыми к выемкам, выполненным на внутренней поверхности ведущей полумуфты (1).
При достижении предельной величины передаваемого крутящего момента шарики сжимают пружины и выходят из выемок, размыкая кинематическую цепь и предохраняя механизм от перегрузки.
Недостатки этой муфты состоят в ее жесткой конструкции, отсутствии упругих и демпфирующих свойств, интенсивном шуме и резких колебаниях нагрузки в приводе при размыкании муфты под воздействием перегрузок.
Известна предохранительная муфта, содержащая две концентрично установленные полумуфты, соединенные телами качения, помещенными в пазах одной из полумуфт и в радиальных отверстиях кольца, расположенного между полумуфтами и связанного с одной из них упругой втулкой, поджимающей шарики (2).
Данная муфта является наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту.
В этой муфте с помощью упругой втулки осуществляются демпфирование ударов и толчков, устранен интенсивный шум.
Однако такая муфта обладает низкой нагрузочной способностью в связи с тем, что упругая втулка помещена свободно между кольцом и одной из полумуфт и тела качения поджимаются упругой втулкой через вилки, смонтированные параллельно оси вр а щения.
В известной муфте при срабатывании и
15 выкатывании тел качения из пазов полумуфт происходит только радиальная деформация упругой обоймы, но отсутствует ее концентрическое кручение, что уменьшает предельный угол относительного поворота полумуфт и повышает угловую жесткость муфты. В связи с этим динамический момент привода и нагрузочная способность муфты невелики.
С целью повышения нагрузочной способности муфты путем улучшения динамической характеристики упругая втулка жестко связана с наружной поверхностью охватываемой полумуфты и внутренней поверх30 постыл кольца.
649905
На фиг. 1 изображена муфта в продольном разрезе; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1.
Муфта состоит из ведущей 1 и ведомой 2 полумуфт, соединенных шариками 3, которые входят в пазы на внутренней поверхности ведущей полумуфты 1. Шарики 3 размещены в радиальных отверстиях помещенного между полумуфтами 1 и 2 кольца 4, толщина которого меньше диаметра шариков 3. Между кольцом 4 и ведомой полумуфтой 2 установлена упругая, например резиновая, втулка 5, жестко закрепленная на наружной поверхности ведомой полумуфты 2 и внутренней поверхности кольца 4.
Муфта р а ботает следующим о бр аз ом.
Силами упругости упругой втулки 5 шарики 3, находящиеся в радиальных отверстиях кольца 4, поджимаются к пазам на внутренней поверхности полумуфты 1 и передают крутящий момент, не превышающий предельного значения, кольцу 4 и через упругую втулку 5 — ведомой полумуфте 2.
Когда величина передаваемого крутящего момента превысит предельную, шарики 3 под действием радиальной составляющей нормального давления со стороны выемки ведущей полумуфты 1 преодолевают упругое сопротивление упругой втулки 5, смещаются в радиальных отверстиях кольца 4 к его оси и выкатываются из пазов на внутренней поверхности ведущей полумуфты 1, прерывая передачу крутящего момента между полумуфтами 1 и 2. Взаимодействие шариков с упругой втулкой снижает шум при размыкании.
Предложенная муфта благодаря упругой втулке, работающей на кручение, обладает еще и крутильной податливостью, допуская относительный поворот полумуфт, чем достигается демпфирование толчков и ударов и улучшение динамической характеристики привода. Таким образом, при действии перегрузок муфта работает как предохранительная, а при динамических нагрузках, пс превышающих предельной величины крутящего момента, как упругая.
Формула изобретения
Предохранительная муфта, содержащая две концентрично установленные полумуфты, соединенные телами качения, помещенными в пазах одной из полумуфт и в радиальных отверстиях кольца, расположенного между полумуфтами и связанного с одной из них упругой втулкой, поджимающей шарики, отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности путем улучшения динамической арактеристки, упругая втулка жестко свя —.ана с наружной поверхностью охватываемой полумуфты и внутренней поверхностью кольца, 3О ° Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Автор с кое с видетел ьств о С С С P
Ко 336445, кл. F 16D 7/06, 1969.
2, Авторское свидетельство СССР
35 № 436187, кл. F 16D 7!00, 1972.
6499ОБ
Составитель О. Логинова
Редактор Л. Гольдина
Техред А. Камышникова
Корректоры: Л. Орлова н А. Галахова
Заказ 2718(7 Изд. № 169 Тираж 1138 Подписное
НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр, Сапунова, 2



