Устройство для аварийного стопорения сходящего с лебедки грузового троса
еская
g) A
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Республик. Ъ /б (61) Дополнительное к авт. саид-ву 9 32 (22) Заявлено 01087 7 (21) 2 51 311 3/29-1 с присоединением заявки Но (23) Приоритет
Опубликовано 0 569.79. Бюллетень М
Дата опубликования описания 08097
51) М. Кл.
В 66 В 5/16
Государственный комнтет
СССР по делам нзобретеннй н открытнй
53) УДК 621. 866 (088.8) (72) Автор изобретения
Н. Г. Коломиец (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВА1 ИЙНОГО СТОПОРЕНИЯ
СХОДЯЩЕГО С ЛЕБЕДКИ ГРУЗОВОГО ТРОСА
Настоящее изобретение относится к предохранительным механизмам лебе док и являет я усовершенствованием известного устройства, описанного в авт. св. Р 321460, В основном изобретении по авт . св.
9 321460 описано устройство для аварийного стопорения сходящего с лебедки грузового троса. Устройство снабжено свободно вращающимся барабаном с гладкой цилиндрической рабочей поверхностью. Грузовой трос огибает направляющий ролик и взаимодействует с барабаном. Барабан соединен посредством зубчатой передачи с тахогенератором. В электрическую цепь тахогенератора включен соленоид и реле контроля скорости, настроенное на срабатывание при превышении числа оборотов тахсгенератора.
Шток соленоида шарнирно соединен с собачкой храповогс .".еханизма и концом зажимного поворотного рычага.
На барабане жестко закреплено храповое колесо (1).
При работе устройства происходит смещение витков троса в направлении оси барабана и сбег витков троса с барабан.Кроме того,так как в устрсйстве применен барабан с гладкой цилиндрической поверхностью, трос ук— ладывается на барабан беспорядочно, происходят рывки и нахлест при перемещении витков троса, что влияет на нале жность и долговечность работы устройства. Обеспечение нормального набегания троса на барабан необходимо для того, чтобы не создавался резкий перегиб троса, чтобы избежать повреждения егo при нахлестках и трении.
Целью дополнительного изобретения является повышение надежности работы устр,зйства.
Для этсгс рабочая поверхность барабана выполнена в виде однсполост— ногс гиперболоида, продольная ocb которого расположена под углом к направлению движения троса, лежащим в .,релелах от 83 лс 85".
1:а фиг. 1 изображен общий вид устройства для аварийного стопоре25 ни я:.-.холящг гс с ле бедки грузового троса; на Сиг. 2 — вид устройства пс стрелке 1 на Фиг ° 1 на фиг. 3 барабан устройств -., Узел T на фиг.2.
Схсдящ;.; с лоб;";ки г напр; влении -.а."янном ..тр: л!:ой Б трог 1 (фиг, 683973
2, 3) огибает направляющий ролик
2 и навивается на свободно вращающийся барабан 3, рабочая поверхность которого представляет собой однополостный гиперболоид 4. Ось 5 барабана расположена под углом 83 +
85 к направлению движения троса.
КВсТКо связанное С барабаном зубчатое колесо 6 находится в зацеплении с шестерней 7, имеющей меньшее число зубьев, чем колесо 6. Шестерня 7 жестко сидит на валу 8 тахогенератора 9. В электрическую цепь тахогенератора включен соленоид 10 и реле 11 контроля скорости, настроенное на срабатывание (эаьикание контактов 12) с помощью переменного сопротивления 13 при превышении номинального числа оборотов тахогенератора. Шток 14 соленоида пальцем 15 шарнирно соединен с собачкой 16 храпового механизма и концом поворотного рычага J.7, в которых имеются продольные сквозные пазы 18 и 19.
Другой конец поворотного рычага 17 выполнен в виде кулачка 20. На барабане 3 жестко сидит храповое колесо 21.
Устройство работает следующим образом.
При поломке Лебедки трос 1 начинает сходить с нее с повышенной скоростью. С повышенйой скоростью начинает вращаться и тахогенератор 9, приводимый во вращение барабаном 3 посредством колеса 6 и шестерни 7.
Напряжение, вырабатываемое тахогенератором, повьыается, в результате замыкаются контакты 12 и реле 11, и напряжение с тахогенератора подается на соленоид 10. Соленоид срабатывает, его шток 14 втягивается и воздействует на рычаг 17, который кулачком 20 зажимает трос. Одновременно шток 14 воздействует на собачку 16, которая входит в зацепление с колессм 21 и тормозит барабан
3.
Вогнутая форма рабочей поверхности барабана, выполненная в виде однс полос-.I .ы о ин"..Рболоила 4 (фиг, 3), о» eoпечивает размещение рабочих витков троса в средней его части и устраняет возможность сбега витков троса с барабана. Трос целиком не наматывается на такой барабан, а лишь несколько раз охватывает его, а затем сходит с конусной части барабана к его центру. С целью обеспечения плавного схождения ветвей троса с конусной части барабана к его
10 центру барабан устанавливается не под прямым углом к направлению движения троса, а под углом 83 -: 85 .
Угол неперпендикулярности зависит от рабочего диаметра барабана и диа)5 метра троса.
Нацежногть работы устройства для аварийного стопорения сходящего с лебедки грузового троса значительно повысится в связи с применением новой конструкции барабана с вогнутой рабочей поверхностью в виде однополостного гиперболоида, так как устраняется возможность сбега вит)ков троса с барабана. Кроме того, в результате плавного скольжения ветвей троса с конусной части барабана
k его центру обеспечивается стабильная работа устройства без рывков, без нахлеста ветвей троса друг на друга, что также способствует повышению надежности устройства.
Формула изобретения
Устройство для аварийного стопорения сходящего с лебедки грузового троса по а.с. 9 321460, о т л и ча юще е с я тем, что, с целью повышения надежности устройства, рабочая поверхность барабана выполнена в виде однополостного гиперболо40 ида, продольная ось которого расположена под углом к направлению двйжения троса, лежащим в пределах
83 + 85о .
Источники информации, принятые во
45 внимание прн экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 321460, кл. В 66 D 5/16, 1971.