Состав моторного топлива
1 о и и с а..и-и 682140
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Союз Советскик
Социалистических
Рвслублик
К ПАУЕИ1У (6!) Дополнительный к патенту (22) 3аявлено 22.12.75 (2!) 2302028/23-04 (23) Приоритет — (32) 24.12.74 (31) 536074 (33) США г (5!) М. Кл.
С 10 L 1/22 (Государственно(й комитет
СССР оо делам нзооретений н откро(тий
Опубликовано 25.08.79. Бюллетень № 31
Дата опубликования описания 28 08.79 (53) УДК
665.65 (088.8) Иностранцы
Уоррен Гарвей Мачлидер и Джозеф Мартин Боллингер (США) (72) Авторы изобретения
Иностранная фирма
"Ром энд Хаас Компани" (США) (7!) Заявитель (54) СОСТАВ МОТОРНОГО ТОПЛИВА
Изобретение относится к составам моторного топлива на основе бензина с добавкой детергентной присадки.
Известны составы моторного топлива на основе бензина с добавлением различных детергентных присадок, например, замешенного аспарагина (1).
Наиболее близкой к используемой в изобретении присадки является полимерный водонерастворимый продукт реакции первичного или вторичного алифатического амина с эпигалоидгид10 рином (2).
Недостатками известных составов является однофункциональность действия присадок, т.е. только предотвращение образования нагаров и, кроме этого, недостаточная эффективность их.
Цель изобретения — улучшить эксплуатационные свойства состава.
Это достигается тем, что в качестве присадки состав топлива содержит 0,002 — 0,06 вес.% соединения общей формулы
ОН ОН
l (СНр СНСНз (N>CH СН ) (((ЧНС(12 СНСН2 ((R-0 0-R где и — целое число от 1 до 5.
R — бензольное кольцо моно- или ди- замешенное полиизобутиловой или полиизопропиловой группой со средним мол.в. 500 †20.
Предлагаемый состав топлива обеспечивает малое количество углеводородов и окиси углерода в выхлопных газах, и кроме того, за(цишает от коррозии и ржавчины, обладает свойством эмульгирования воды, противозамерзаюшими свойствами и др.
Кроме активнос.и указанных соединений как добавок к горючему, эти соединения являются также поте(щиальными бензольными ингибиторами ржавления и диспергаторами для смазочных масел. Предпочтительным продуктом является й, N-бис-3- (и-Нз, -полиизобутилфенокси)-2-оксипропил- этилендиамин. PlB представляет сокращенное обозначение полиизобутилена любого молекулярного веса. PIBH3, — это промышленное обозначение полиизобутилена фирмы
Амоко с мол. в. 670. Структурная формула тьучше о продукта имеет следующий вид:
682 ио ои он
I I
Π— СН qCHGHg5HCHi CH ЯНСН СНСН вЂ” О
Í1 НЭ5 т 1 Н
Таблица !
Проба на рж ление по AS
--Д665, про проржавлен площади
Испытание системы зажигания в одном
Добавка
Реко колич кг/м цилиндре, процент снижения нагара
Контрольный исходный бензин
100
ПП (аддукт амина) 187,2
0 — 5
П р и м е ч а н и е. ПП вЂ” предпочтительный продукт, по изобретению показаний на стр. 3, где R, — это Н или Р1вн35
Таблица 2 оличеств
Необработанный исходный бензин
Предпочтительный продукт (ПП) 187,2 аминовый аддукт, где
Й, это Н или Р1Н . из в
+)
Установлено йо пробе на нагар в камере сгорания.
Компонент Р!Вн3 (который можно также просто написать в виде й) может иметь средний мол.в. от 500 до 2000, лучше от 600 до
1500, или R — водород, т.е. н. Р!Вн35
Аминовые аддукты, применяющиеся в данном случае, могут быть описаны, например, как продукт реакции полиизобутилфенола с последуюгцим аминированием этилендиамином или другим цолиамином, В табл. 2 представлены данные, показывающие способность предпочтительного продукта
Опьпы, проведенные с болыцим количест-!
О вом соединений этого типа, показывают, что полиизобутилен с мол.в. от 500 цо 000 и полиамин типа этилендиамина, диэтилентриамина, дают наилучшее соотношение детергентности, ингибирования ржавления и удобства обра з щения. В табл. 1 приводягся данные, свидетельствующие о снижении нагаров по сравнению с необработанным бензином, по изобретению уменьшать требования к октановому числу двигателя.
I фаза 650 об/мин, 8 мин.
lI фаза 3000 об/мин, 1 мин.
Длительность испытания
Температура воздуха на входе
Температура воды в рубашке
Тмепература отстойного масла двигателя
Содержание СО в выхлопных газах
Прорыв газов
10 ч
57,2 C
87,8 (98,9 С
3,0 + 0,2%
252 — 3080 л/ч.
Вес осадков (мг), собиравшихся в алюминиевой трубке, определяют взвешиванием и отме1!иже описано испьпапие на плер|снтпость карбк1ратора по прорыву азов. иоказьпгакпцее уменыпение нагара н rrpouerrrav. 1>сизин MS 08 применялся при испьпании па чистоту цвига1«пя за счет карбюраторной дле!иснинос1и (снижение нагара в процентах). Лля испьпания системы зажигания в одзюм цилиндре на снижение нагара и при испытании на нагар в камере сгорания двигателя применяют неэтилпронапцый бензин Филипс J.
Оценка многоцелевого карбюразорного nerep!
О гента испытанием двигателя.
Исцьпание на чистоту двигаэеля по длергсн носги карбюратора ю просачиванию газов.
Методика исцьпания двигателя. ))o исш па ) 5 нию чистоты двига1еля на карбюраторнук лстергентность по просачиванию газов (ВВСЛТ К(. ) определяют способность добавки к бензину обеспечить чис1оту корпуса дросселя карбюратора. Испытание ведут на двигателе "Форд )о70
351 С1Д V-8 . снабженном с пол1ощьк1 специ° Ъ
20 ального входного коллектора V двумя карбюраторами на 0,159 м, ко1орые можно независимо друг от цруга регулировать и призсдить в действие, При таком устройстве с каж23 дым карбюратором можно вести оценку горючего в отдельности, каждый карбк1раэор подает горячую смесь в 4 цилиндра иэ 8 через нес(эединенные между собой входные коплекторьь
Карбюраторы модифицированы снимаюцщмися
Зч алюминиевыми в улками, облегчающими взвешивание осадка, собираюгцегося на корпусе дроссельной заслонки. Жескос1ь испьпания можно в какой-то степени регулировать возвращением всего количества прорывающегося газа, эи приблизительно 252 — 3080 л/ч н ноздупгный фильтр, так, чтобы каждый карбюратор получал равный объем этих газов. Равный объем смеси на входе в каждый карбюратор регулируется в течение первого часа работы с помощью разности давления во входном коллекторе и анализа газов на содержание СО. Применяют следующий цикл испытания и условий работы:
Испытательный цикл: фаза пуск на холостом ходу, 650 750 об/мин чакп среднюю величину ппя че >рсх опьпов дпя каждой добавки и:и; их смеси.
Лля испьг1ания ВВГДТ -КС применяют бензин М5 08 со спедукпцими свойсгнами: уд.н, API 59,7. плотность при )5,6 (0,74. Псрегонка по ASTM: IRP--33,9 (; )(У, - 0,6 С; 50Л
96,) (.; 90 i 175,6 (; температура кощ(а перегонки 207,2 (. Вьц(епенный бензин 98", остагок I" по.гери 1 -, сера 0,11, свинец
3,08 r/r àппон. Состав,",(: ароматические 3,1; о афины 20,0; насьпценщпе 56,9. Стойкость к окиспеник 600 мин; смола по ASTM (непромы ая) 1,0 мг/)00 мп. Октановое число 95,5. Содержание водорода 13,10 (, содержание углерода 86,61", ll/Г 1,80.
Испыгание на нагар н системс зажигания лви га|еля.
Мегоп испытания двигателя. Испьггание системы зажигания па нагар (ISJLT), которое прил1спяется дпя оценки способноли добавок к бензину бороться с на аром в системе зажиI aHèÿ. проводят на одноцилиндроном четырех акт ол1 двигателе с водяным охлаждением
Ьригса и Стратона мощностью,5 п.с. Двигатель работаез в течение 150 ч при 3000 об/мин, при нагрузке 0,26 л1 /ч с ос1анонкой каждые
10 ч на 1 ч дпя проверки уровня масла. КажI1h1H час ведется определение СО н гыхлопных
I àýax !Ulrr .1ого, чтобы подтвердить постоянное соотно1пе воздуха к. горкнему (А/F). !
)о окончании опьпа двигатель частично разбираю. дпя оценки сосгояния всасывающего клапана и отнерстия, нагар н них собир ют и нэве|пинают.
Дапсс принодигся испьпанис дпя оценки увеличения требований к октаноному числу и исш,«amre по величине нагара н кал1ере сгорания.
Испьпание по опредепеник нагара н камере сгорания днигаlеля.
Методика испытания двигателя. Испьпание по величине нагрева в камере сгорания двигателя (ССДЕТ) применяется дпя опенки способноли добавок к бензину ипи Нх смеси регулировать ипи снижа ь требования к октановому числу (ONPI) дпя двигателя внутреннего сгорания. Опьп ведут с помогцью двигателя
"!(!снроле 1972 350 СIД У--8 снабженного днухбаралленым карбюратором и коробкой передач "Турбе Гидроматик 350 1972", которая присоединена к линалгомлру 014-2 УУ)С, снабженному инерционным шкивом. Применяют услония работы и испьпапия. ил1и1ирующие рабо1у городского такси.
682140
Составитель Н. Богданова
Техред И.Асталош Корректор Н. Стец
Редактор О. Степина
Заказ 4942/55
Тираж 609 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
II фаза (переключение с
1-й скорости на 2-ю) 5,5 с, 2900 — 3000 об/мйн
III фаза (переключение со
2-й скорости на 3-ю)
9,5 с. 2800 — 2900 об/мин
IV фаза (3-я скорость)
В
10 с, 2600 об/мин.
V фаза (снижение до холостого хода) 15 с.
Длительность испытания 200 ч. Расход горючего 3780 л (стандартное горючее Филипс "J" незтилированное). Температура воздуха на всосе комнатная; температура воды в рубашке
82,2 С; температура масла в сборнике 104,4 С, Требование к октановому числу определяют каждые 24 ч при следующих условиях работы двигателя; коробка передачи на 3-й скорости при 1500 об/мин, вала, при полностью открытом дросселе двигателя. Требование к октановому числу двигателя определяют по кривой детонации по сравнению с первичным стандартным горючим; двигатель работает на ряде смесей иэооктана и н- гептана с известным октаHoBbIM числом до появления слышимой детонации. В качестве требования к октановому числу принимают смесь с наинизшим стандартным октановым числом. Увеличение требования к октановому числу представляет собой разницу .между исходным требованием к октановому числу и конечным требованием к октановому числу дпя данного опыта.
Ценным свойством продуктов но данному изобретению является то, что они являются одним из нескольких неионных соединений, которые ингибируют в сильной степени ржавление. Это важное свойство для добавки к бензину, поскольку ионные ингибиторы ржавления, т.е. соли фосфорной и карбоновой кислот, усложняют образование осадков в системе зажигания.
Формула изобретения
Состав моторного топлива на основе бензина с добавлением присадки, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью улучшения эксплуатационных свойств состава, он содержит в качестве присадки в количестве 0,002 — 0,06 вес.% соединения общей формулы
ОН ОН
i 1
СНЯ СН СН (NHCH2 CH ) „NHCHg CH CHg
I l
Р-о 0-. Я где и — целое число от 1 до 5, R — бензольное кольцо, моно- или дизамещенное полииэобутиловой или полиизопропиловой группой со средним мол.в. 500 †20.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Англии Р 1339104, кл. С 5 G (С !О I 1/22), 1973.
2. Патент Дании Р 112042, кл. 46 аб 7 (С 10 I 1/22), 1969.



