Многофункциональная присадка к бензину
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДВТИДееСТВУ (б1) Дополнительное к авт. свил-ну (22) Заявлено 16.06.75 (21) 2144724104 с присоелинением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 15.12.77. Бюллетень № 46
Союз Советскин
Социалистических
Республик (11) 584030 (51) M. Кл."С 10 1 1/22
Государственный наиитет
Совете Мнннетрав СССР не делан нэабретений ю Ртнрытнй (53) УДК
665.75 (088.8) (45) Дата опубликования описания 28,02,78
E. И, Гулнн, Б. Г. Бедрик и H. И. Галашев (?2) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРИСАДКА К БЕНЗИНУ
Изобретение относится к горючим дяя двигателей внутреннего сгорания . Присадка в композиции с бензинвми может быть. использована в карбюраторных двигателях с целью снижения отложений в лвигателе, она может добавляться также в моторные масла для улучшения их мовицих свойств.
При эксплуататвяи карбюраторных двигателей наблюдается образование твердых частиц и смолистых веществ в топливном баке, гонливопро- 10 водах, во впускной системе, на впускных клапанах и в карбюраторе двигателя, которые в значительной мере снижают зффективносп и надежность работы двигателя. Особенно сильно образование отложений в высокофорсированньтх двигателях с замкнутой системой вентиляции
KRQTOP8.
Известны различные присадки к бензинам, в некоторой степени решвяяцие указанную про- 20 блему. Наибольшее распространение получили амины. В частности, известно использование в качестве антнокислительных присадок амннофенолов и некоторых аминов, например, и-феннлендиамииа 11). 25
Недостатки таких присадок: ограниченность сырьевой базы, дороговизна получения и невысокая эффективность. Последняя объясняется однофункциональным действием указанных соединений, заключающимся в днспергированни часпщ вследствие адсорбцин на них поверхностноактивных веществ присадки либо возникновения моющего эффекта, нроявлякнцегося в смешении образовавшихся на деталях двигателя отлоНаиболее близка к описываемому изобретению по составу и достигаемому результату многофункциональная нрисадка к углеводородным топливам-алифатические амины, например, изопропилоктадециламнн. Эта присадка обладает нейтрализующим, антисаснслительным, антнкоррознонным, противоизносным и антиоседкообра. зуияцим действием 12). Однако эффективность известной присадки недостаточна °
Цель изобретения — повышение эффективности действ ня прнсццсн.
Поставленная цель достается за счет mro что многофункциональная присадка допопннтель но содержит 60 — 70 мас.% нитрованной (,рнкцЮ
584030 а
Композиция бензина
АИ вЂ” 83 с 0,1 мас.% присадки
Исходный бензин
АИ вЂ” 93
Характеристики
85,4
85,2
54 — 195
1,2
54-196
1,4
1,28
1,23
6,4
Желтый
Светло-желтый
Цвет
3 сланцевой смолы, выкипающей в пределах 350—
370 С.
Высокая эффективность присадки обеспечива ется ее многофункциональным действием, заключающимся в антиокислительном эффекте, диспергировании образовавшихся осадков в объе. ме горючего за счет адсорбции на них поверхностно-активных веществ присадки и смыва от. ложившихся частиц и смолистых веществ с деталей двйгателя.
Технология получения присадки заключается в следующем.
Компоненты смешиваются в соотношении 3040 вес.% алифатического амина и 60 — 70 мас.% нитрованной фракции сланцевой смолы. Смесь нагревают до 70 С и перемешивают в течение
1,5 — 2. ч, затем ее фильтруют и охлаждают.
Нитрование фракции сланцевой смолы осущест; вляют по известной методике 27%-ной азотной кислотой.
Характеристика смешиваемых ингредиентов присадки, 1. Фракция сланцевой смолы Прибалтийского месторождения выкипает в пределах 350 — 370 С, содержит, мас.%:
Ароматические углеводороды 3S
Фе иолы 3
Карбонильные соединения 1,5
Гидроксильные соединения 2,6
Нитросоединения 1,8
Алкано-циклановые углеводороды 56,1
2. Алифатический амин представляет. собой, изопропилоктадециламин формулы
reH3 с®н .,кн.-сн
СН
Указанные вещества в обычных услдвиях явля ются жидкостями, хорошо смешиваются. Hpscagка хорошо растворяется в бенеше в обычных условиях и не выпадает в осадок при длитель40 лом хранении. Сырьевая база! — сланцевая смола весьма распространенныф в природе и деше. вый продукт. Выделение из нее указанной фракОктановое число по моторному методу
Пределы выкипания, С
Остаток в колбе после разгонки,%
Кислотность, мг K0H/100 мл
Содержание фактических смол, мг/100 мл
4 ции с определенными функциональными группами не представляется сложным процессом.
Оптимизация соотношения ингредиентов в присадке, установление оптимальной концентрации присадки в композиции с бензином и ее эффективность по сравнению с исходным бензином и композиции бензина с известной присадкой производилась на двигателе при указанном ниже режиме, Оптимальная концентрация присадки в бензине 0,5 — 0,1 мас.%..
При введении данной присадки в бензин обеспечивается более высокая эффективность сниже ния отложений во впускной системе двигателя по сравнению с исходным бензином и его композиции с известной присадкой. Результаты ис-пытаний изложены в табл. 1 — 5. В табл. 1 приведены результаты испытания влияния присадки на основные характеристики бензина.
В табл. 2 приведены результаты моторных испьпаний комноэиции присадки с беюином
АИ вЂ” 93 и исходного беюина. .Испьпания проводят при следующем режиме: частота вращения коленчатого вала двигателя
900+10 об/мин, угол опережения зажигания
13 град, состав смеси (а ) 1,1, расход бензина 1,8 л/ч, температура в зоне улавливания отложений 65,+ 3 С.
Чтобы оценить моющий эффект щзисадси,используемые пластинки перед началом испытаний уже .имели определенное количество отложений (19 мг). . Рекомендуемая присадка хорошо растворяется в углеводородном горючем и не. выпадает в осадок при длительном хранении.
В табл. 3 приведены результаты моторных испьпаний с целью установления оптимального соотношения ингредиентов присадки.
В табл. 4 приведены результаты испытаний с целью определения оптимальной концентрации присадки в композиции с бензином АИ вЂ” 93.
В табл. 5 приведены результаты испытания отдельных ингредиентов присадки;
Таблица 1 табл vцд2
Количество отложений на пластинке после испытаний, мг за час
Испытуемый продукт
Количество отложений на пластинке до испытания, 1Р 15 20
19,0 I 9,8 20,8 21,4 21,9
Бензин без присадки
+15„З
19,0
12,2 10,5 9,7
-49,0
15,0
Таблица 3
Соотношение ингредиентов присадк в композиции с бензином АИ вЂ” 93
Количество отложений на пластинке после 20час испытания, мг
50% алифатического амина
50% фРакции сланцевой смолы
13,2
40% алифатического амина
60% фракции сланцевой смолы
30% алифатического амина
70% фракции сланцевой смолы
9,65
20% алифатического амина
80% фракции сланцевой смолы
Количество присадки, добавляемой в бензин
АИ вЂ” 93,%
Количество отложений иа пластинке до испытания, мг
0,04
13,б
10,2
0,05
100
0,07
0,08
0,10
9,8
Бензин АИ вЂ” 93 с 0,08 мас.% присадки
Количество отложений на пластинке до испытания, мг
Снижение отложений за 20час Я
584030
Таблица5
Композиции отдельных ингредиентов с бензином АИ вЂ” 93,% олнюство отложений на пластинке
119
Алифатического амина — 0,1%
19,0
11,0
Фракция сланцевой смолы (нитров аннан) — 0,1%
19,0
Составитель Н Ьогданова
1ехред Е.Давидович
Редактор Н. Белявская
Корректор .А. Власенко
Заказ 209/722
Тираж 673 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитет» Совета Министров СССР . по делам изобретений н открытн»
l13Î35, Москва, Ж-35, Рауна,кая наб, д. 4/5
Фялиал ППП Патент, r Ужгород, ул. Цроекпмя, 4
Фракция сланцевой смолы — 0,1%
Композиция алифатического амина и нитрованной фракции сланцевой смолы в соотношении 35:65 мас.% — 0,1%
Формулà kзобретения
Многофункциональная присадка к бензину на осйове алифатического амина, о т л и ч а ющ.а я-ся,,.тем, что, с целью повышения эффективности gekcrsss присадки, ою дополнителЬ но содержит 60 — 70 мас.% нитрованной фракции сланцевой смолы, выкипающей в пределах 350370 С.
Количество отложений на пластинке после 20 час испытания, мг
Источники информации, принятые во внимание при зкспертизе:
1. Саблню 3. А., Fypees А. А. Присадки к моторным топливам, "Гостоптехиздат", 1959, с. 62 — 64.
2. Патент США.У 3254974, кл. 44-72, 1965.



