Бурильная машина
Союз Соввтскик
Социалистических
Республик
Q fl И С А Н И Е 657169
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 21.06.76 (21) 2374827/22-03 (51) М. К.. с присоединением заявки №вЂ”
E 21 С 1/00 (23) Приоритет—
Государственный квинтет
СССР па делам нэобретеннй н аткрытнй
Опубликовано 15.04.79. Бюллетень № 14
Дата опубликования описания16.0+.79 (53) УДК622.233..4/7 (088.8) (72) Автор изобретения
А. М. Ярунов
Новосибирский электротехнический институт (71) Заявитель (54) БУРИЛЬНАЯ МАШИНА
Изобретение относится к горной промышленности, а именно к машинам ударно-поворотного бурения и может быть использовано для выполнения буровых работ в горной промышленности и строительстве.
Известна машина для бурения шпуров и скваЖин, содержашая станину, двигатель, ходовой винт, механизм поворота инструмента, ударную группу, дифференциальную зубчатую передачу и бур, в которой ведущим звеном является ходовой винт, передаюший врашение от двигателя к дифференциальной зубчатой передаче, осуществляющей автоматическое перераспределение частоты ударов бойка и числа оборотов в минуту (1) .
Недостатком этой машины является малая ее надежность вследствие сложности кинематической цепи, обусловленная периодической остановкой звеньев при ударе бойка по хвостовику бура, значительной длиной ходового винта, несовпадением направления усилия подачи с направлением удара, передаваемые на двигатель, невозможность осуществления центробежной смазИзвестна бурильная машина, содержащая корпус, двигатель, редуктор. шпиндель, соединенный с толкателем-бойком, торцевой кулачковый механизм, ходовой винт с гайкой, который получает вращение от шпинделя через отверстие, расположенное вдоль оси толкателя (2) .
Недостаток этой машины — низкая надежность вследствие значительной длины ходового винта, малой длины крепления оси ролика толкателя и невозможности ис10 пользования полости толкателя, занятой ходовым винтом, для осуществления центробежно — импульсной смазки.
Целью изобретения является увеличение надежности машин за счет осушествления центробежной смазки и исключения передачи ударов на двигатель.
Достигается цель тем, что толкатель и ходовой винт соединены между собой и выполнены с радиальными отверстиями. а корпус выполнен с осевыми отверстиями и коль20 цевыми пазами, которые сообщаются с радиальными отверстиями.
На фиг. 1 — бурильная машина, на
Фиг. 2 — разрез А — А фиг. 1; на фиг. 3—
657169 разрез  — В фиг. 1; на фиг. 4 — аксонометрия бурильной машины.
Бурильная машина состоит из двигателя 1, зубчатого редуктора 2, торцового кулачка 3, центрально-расположенного в нем толкателя-бойка 4, с роликом 5 на оси 6.
Толкатель-боек 4 соединяется при помощи, например, двух пазовых подвижных соединений со шпинделем 7 бура и ходовым винтом 8. Гайка 9 ходового винта 8 соединяется . с зубчатым венцом кулачка 3 колесом 10 и передачей Il. о
В корпусе 12 расположена пружина 13.
При расположении толкателя-бойка 4 в упор с торцом хвостовика шпиндела 7 радиальные отверстия 14 толкателя-бойка 4 раз-. мещаются против кольцевого паза 15 кор15 пуса 12, соединяющегося по осевым отверстиям 16 с кольцевым пазом 17. Кольцевой паз 17 при любом взаимном расположении толкателя-бойка 4 размещается против радиальных отверстий 18 ходового винта 8 и через его паз соединяется с осевым отверстием 19 толкателя-бойка 4.
Бурильная машина работает следующим образом. Вращение двигателя 1 передается через редуктор 2 торцовому кулачку 3, от него вращение через ролик 5 и его ось 6 сообщается толкателю-бойку 4. Затем через пазовые подвижные соединения от толкателябойка 4 получают вращение шпиндель 7 и ходовой винт 8. Зубчатый венец кулачка 3 передает вращение через зубчатое колесо 10 и зубчатую передачу ll гайке 9 с угловой скоростью незначительно меньшей, чем угловая скорость бура при наибольшей скорости подачи.
Это позволяет получить перемещение от ходового винта 8 при значительных величинах шага его резьбы для увеличения прочности винтовой передачи и, вместе с тем, дает возможность осуществить выход 4 бура из породы при его заклинивании в ней.
В этом случае прекращается вращение шпинделя 7, а, следовательно, и толкателя-бойка
4 с ходовым винтом 8. Однако вследствие вращения гайки 8 в одном направлении с ходовым винтом 8 до его остановки происходит перемещение ходового винта 8 после его остановки в направлении из буримого отверстия.
На холостом ходу до соприкосновения бура с породой бурильная машина работает без преобразования вращения в возвратнопоступательное движение толкателя-бойка 4, так как его вращение под действием касательной составляющей усилия со стороны кулачка 3 не ограничивается круглыми отверстиями корпуса 12. В этом случае осуществляется центробежная смазка.
При соприкосновении бура с породой шпиндель 7 замедляет свое вращение, а кулачок 3 продолжает вращаться с прежней угловой скоростью и под действием осевой составляющей усилия со стороны кулачка
3 происходит поступательное перемещение толкателя-бойка 4, сопровождаемое сжатием пружины.
В верхней точке подъема профиля кулачка 3 происходит размыкание кинематической пары кулачка 3 с роликом 5, и толкатель-боек 4 движется «на удар» к хвостовику шпинделя 7. При таком размыкании кинематической цепи удар, не передается зубчатым колесам IO и двигателю 1. До размыкания кинематической цепи происходит, благодаря вращению толкателя-бойка
4, центробежная смазка, а при ударе осуществляется импульсное перемещение смазки из осевого отверстия 19 толкателя-бойка
4 по его радиальным отверстиям 14 в кольцевые пазы 15 и 17 и осевые отверстия 16 корпуса 12 к отверстиям 18 ходового винта 8 с возвращением в осевое отверстие 19 толкателя-бойка 4.
Соединение толкателя-бойка 4 с ходовым винтом 8, позволяет увеличить длину оси 6, проходящей через тело толкателябойка 4 и уменьшить длину ходового винта 8.
Формула изобретения
Бурильная машина, содержащая корпус, двигатель, редуктор, шпиндель, соединенный с толкателем-бойком, торцевой кулачковый механизм, ходовой винт с гайкой, отличающаяся тем, что, с целью увеличения ее надежности за счет осуществления центробежной смазки и исключения передачи ударов на двигатель, толкатель и ходовой винт соединены между собой и выполнены с радиальными отверстиями, а корпус выполнен с осевыми отверстиями и кольцевыми пазами, которые сообщаются с радиальными отверстиями.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Мо 138556, кл. Е 21 С I/12, 1961.
2. Информационный листок Ме 323 — 76, Но в оси б и рс к и и ЦН И ТИ, 1976.
657169
Фиг.1 в-в
Рог. 2
Составитель А. Павловский
Редактор T. Авдейчнк Техред О. Луговая Корректор П. Макаревич
Заказ 1763/34 Тираж 656 Подписное
<}}HHIlH Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытии
I 13035, Москва, Ж-35, Раушская иаб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4


