Пневмоударная машина с независимым вращением инструмента
Изобретение относится к горной промышленности, а именно к технике бурения шпуров и скважин. В пневмоударной машине с независимым вращением инструмента соединение статора, ротора и шпинделя выполнено косозубым с наклоном зубьев в сторону направления вращения, кулачковое соединение шпинделя и буксы выполнено с трапецеидальным наклоном боковых поверхностей кулачков с упором торцевых поверхностей и зазорами по боковым контактным поверхностям, соединение буксы и хвостовика инструмента выполнено с наклоном в сторону вращения продольных поверхностей, передающих вращение, при этом торцевые поверхности зубьев ротора выполнены коническими с углом образующей к радиусу до 0o30'. Изобретение обеспечивает повышение эксплуатационной надежности машины. 7 ил.
Изобретение относится к горной промышленности, а именно к технике бурения шпуров и скважин.
Известна буровая машина ударного действия, включающая ударный механизм и вращатель (см. а.с. СССР 277677, кл. Е 21 С 3/24, 1969 г.). Недостатками известной буровой машины являются повышенная вибрация корпуса и низкая надежность двигателя. Наиболее близким решением к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является пневмоударная машина с независимым вращением инструмента, включающая пневмоударный механизм и гипоциклоидный вращатель, состоящий из статора, ротора, шпинделя, передней и задней крышек, буксы и хвостовика инструмента (Васильев В.Н., Перфораторы. М.: - Недра, 1989, с. 52-54). Поскольку все детали двигателя, включая хвостовик инструмента, имеют поверхности, передающие вращение, параллельные оси, а упорные поверхности хвостовика инструмента, буксы, шпинделя, задней крышки, радиальны, то они воспринимают и передают на двигатель и корпус машины обратные осевые удары от штанги. Поэтому известная машина также имеет повышенную вибрацию и низкую надежность двигателя. Задачей предлагаемого технического решения является снижение виброактивности и повышение эксплуатационной надежности машины. Техническое решение достигается тем, что в пневмоударной машине с независимым вращением инструмента, включающей пневмоударный механизм и гипоциклоидный вращатель, состоящий из кинематически связанных статора, ротора, шпинделя, буксы, взаимодействующей со шпинделем посредством торцевого кулачного соединения и хвостовика инструмента, соединенного с буксой шестигранными и упорными поверхностями, передней и задней крышек с цилиндрическими и торцевыми упорными поверхностями для посадки шпинделя, соединение статора, ротора и шпинделя выполнено косозубым с наклоном зубьев в сторону направления вращения, кулачковое соединение шпинделя и буксы выполнено с трапецеидальным наклоном боковых поверхностей кулачков с упором торцевых поверхностей и зазорами по боковым контактным поверхностям, соединение буксы и хвостовика инструмента выполнено с наклоном в сторону вращения продольных поверхностей, передающих вращение, при этом торцевые поверхности зубьев ротора выполнены коническими с углом образующей к радиусу до 0o30', а цилиндрические посадочные поверхности крышек и вала шпинделя выполнены двухступенчатыми с образованием между ступенями замкнутых кольцевых полостей, заполненных густой смазкой. Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 показан в разрезе общий вид пневмоударной машины; на фиг.2 - поперечный разрез А-А машины в зоне взаимодействия кулачкового соединения шпинделя и буксы; на фиг.3 показан развернутый в плоскость вид сбоку на кулачковое соединение шпинделя и буксы и схемы действия сил в моменты времени до прямого удара (а), после удара - разъединение поверхностей, передающих вращение (в) в момент начала соединения поверхностей, передающих вращение под действием реактивных сил (с); на фиг. 4, 5 - схема выполнения конических торцевых поверхностей зубьев ротора гипоциклоидного вращателя; на фиг. 6, 7 представлен эскиз хвостовика инструмента и схема действия сил для варианта шлицевого соединения с буксой или шпинделем двигателя. Предлагаемая пневмоударная машина (фиг.1) включает цилиндр 1 с каналом 2 для подачи воздуха от воздухораспределительного устройства (на чертежах не показано) в камеру 3 холостого хода с каналом 4 для питания вращателя и выхлопным каналом 5, ударника 6, задней крышки 7 и передней крышки 8, между которыми расположен гипоциклоидный вращатель. Гипоциклоидный вращатель состоит из статора 9, ротора 10 с воздухораспределительным устройством 11, шпинделя 12, взаимодействующего с буксой 13 посредством кулачкового соединения 14, хвостовика инструмента 15 с опорным буртиком 16. Статор 9 и ротор 10 взаимодействуют между собой посредством косозубой цилиндрической передачи 17 с наклоном зубьев в сторону вращения (обкатывания) ротора 10 (инструмента 15). Поскольку рабочие поверхности зубьев образуют в сечении с цилиндрической поверхностью винтовые линии, то при правом вращении инструмента направление винтовых линий левое и наоборот. Ротор 10 и шпиндель 12 также взаимодействуют посредством косозубой цилиндрической передачи 18 с наклоном зубьев в сторону вращения (при правом вращении - левые винтовые линии и наоборот). Поскольку эта передача шарнирная и предназначена для преобразования планетарного движения ротора 10 в осевое вращательное движение шпинделя 12, контактирующие зубья этой передачи постоянно диаметрально противоположны контактирующим между собой зубьям ротора 10 и статора 9, что устраняет перекос ротора 10. Задняя крышка 7 имеет кольцевой воздухораспределительный буртик 19, торец которого расположен в плоскости торца цилиндра 1 и контактирует с воздухораспределительным торцем 20 ротора 10. Опора скольжения (вращения) шпинделя 12 с крышкой 7 выполнена двухступенчатой с образованием между посадочными ступенями замкнутой кольцевой полости 21, передняя опора скольжения шпинделя 12 с крышкой 8 также двухступенчатая с образованием замкнутой кольцевой полости 22. Обе полости заполнены густой смазкой. Передняя крышка 8 имеет выхлопной канал 23 вращателя и опору 24 для посадки буксы 13. Кулачковое соединение 14 шпинделя 12 и буксы 13, при указанном на фиг.2 правом направлении вращения, осуществляется контактирующими, наклоненными в сторону вращения радиальными поверхностями 24 и упорными торцами 25 (фиг.3). Соединение буксы 13 и хвостовика инструмента 15 осуществляется посредством шестигранной винтовой поверхности 26 (фиг.1, 2) с наклоном образующих в сторону вращения, т.е. при правом направлении вращения - левый винтовой шестигранник и наоборот. Соединение буксы 13 и хвостовика инструмента 15 может быть выполнено посредством косозубой шлицевой передачи (фиг.6) с наклоном шлицев также в сторону вращения. Передача вращения в этом случае осуществляется поверхностями 24, а осевая нагрузка - упорными торцами 25 (пазы буксы показаны). Торцевые поверхности косозубой цилиндрической передачи 17 ротора 10 выполнены коническими с углом образующей к радиусу до 0o30' (фиг.5) для уменьшения трения скольжения торцевых поверхностей ротора с соответствующими поверхностями передней 8 и задней 7 крышек. Ограничение угла конуса торцев зубьев величиной 0o30' обеспечивает, с одной стороны, устранение контакта торцев с крышками, а с другой стороны - уменьшение утечки воздуха через конический зазор. Пневмоударная машина работает следующим образом. Сжатый воздух во вращатель поступает по каналу 4 в кольцевой канал крышки 7, который периодически взаимодействует с воздухораспределительным устройством 11 ротора 10 (фиг.1). Далее, через радиальные отверстия ротора 10 (на чертежах не показаны) воздух поступает в рабочую камеру вращателя, образованную косозубой цилиндрической передачей 17 статора и ротора 10, отжимая последний в радиальном направлении, благодаря чему рабочие полости одной половины вращателя наполняется сжатым воздухом, а другой половины, посредством воздухораспределительного буртика 19 и через выхлопной канал 23, сообщаются с атмосферой. Ротор 10 поворачивается вокруг контактирующих зубьев статора 9 на некоторый угол. При этом поворачивается также рабочая и выхлопная камеры вращателя, в контакт вступают соседние зубья и ротор 10 совершает, таким образом, непрерывное обкатывание по внутренней зубчатой поверхности статора 9. Поскольку соединение ротора 10 и статора 9 косозубое в нем, как и во всех известных косозубых соединениях, исключая шевронные, возникают осевые силы взаимодействия. Т.е. так как статор 9 неподвижен, а направление наклона косозубой цилиндрической передачи 17 выполнено в сторону направления вращения, на ротор 10 в зубчатом соединении действует осевая сила, прижимающая ротор 10 к крышке 7, обеспечивая тем самым нулевой зазор в торцевом контакте 20 механизма воздухораспределения вращателя, что улучшает его энергетические показатели. От ротора 10 вращение передается шпинделю 12, буксе 13 и хвостовику инструмента 15. Поскольку контактные поверхности этих деталей, передающих вращение, наклонены в сторону направления вращения, в каждой контактирующей паре осевые силы взаимодействия направлены для ведущих деталей назад, а для ведомых деталей вперед. Затем сжатый воздух подается в ударный механизм и ударник 6 начинает наносить удары по хвостовику инструмента 15, соединенному со штангой и коронкой, прижатым к горной породе осевой нагрузкой, приложенной к корпусу 1 пневмоударной машины. Осевая нагрузка передается торцевыми упорными поверхностями буртика 16 и буксы 13 (фиг.1), упорными торцами 25 буксы 13 и шпинделя 12 (фиг.3), замкнутой кольцевой полостью 21 шпинделя 12 и крышки 7, жестко соединенной с корпусом 1 (фиг.1). На фиг. 3 показана схема действия сил на шпинделе 12 (ведущее звено) и буксу 13 (ведомое звено) в процессе работы, где М - вращающий момент; Ро - осевая нагрузка;
Формула изобретения
Пневмоударная машина с независимым вращением инструмента, включающая пневмоударный механизм и гипоциклоидный вращатель, состоящий из кинематически связанных статора, ротора, шпинделя, буксы и хвостовика инструмента, передней и задней крышек с цилиндрическими и торцевыми упорными поверхностями для посадки шпинделя, отличающаяся тем, что соединение статора, ротора и шпинделя выполнено косозубым с наклоном зубьев в сторону направления вращения, при этом букса установлена с возможностью взаимодействия со шпинделем посредством торцевого кулачкового соединения, которое имеет трапецеидальную форму с упором торцевых поверхностей и зазорами по боковым контактным поверхностям, а соединение буксы и хвостовика инструмента осуществляется посредством шестигранной винтовой поверхности с наклоном образующих в сторону вращения инструмента, при этом торцевые поверхности зубьев ротора выполнены коническими с углом образующей к радиусу до 0o30', а цилиндрические посадочные поверхности крышек и вала шпинделя выполнены двухступенчатыми с образованием между ступенями замкнутых кольцевых полостей, заполненных густой смазкой.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7