Ударно-поворотный механизм
Изобретение относится к горной и строительной технике, в частности к устройствам для пробивки отверстий в кирпиче и бетоне. Сущность изобретения заключается в том, что ударно-поворотный механизм содержит корпус с конической поверхностью, дисковый кулачок с внутренними криволинейными поверхностями контакта с роликами толкателей, центральный стержень, концентрично размещенный на нем боек, шпиндель инструмента с цилиндрическим хвостовиком, концентрично расположенным в продольном отверстии центрального стержня, и снабжен пружинами, размещенными между двумя парами рычагов, одни из которых с шарнирно-рычажной связью с центральным стержнем, центробежными грузами и роликами, а другие с шарнирно-рычажной связью с бойком и первыми из рычагов, двухслойной фрикционной конусной муфтой, при этом дисковый кулачок жестко соединен с конусным хвостовиком неподвижного соединения с двигателем, шпиндель выполнен с конической поверхностью, сопряженной с охватываемым кольцом двухслойной конусной фрикционной муфты, а корпус - с конической поверхностью, сопряженной с охватывающим кольцом той же муфты. Изобретение позволяет повысить долговечность работы электродвигателя механизма. 3 ил.
Изобретение относится к горной и строительной технике, в частности к устройствам для пробивки отверстий в кирпиче и бетоне.
Известен ударно-поворотный механизм по описанию к изобретению патента 2033520 РФ, содержащий корпус со свободно вращающимся в нем дисковым кулачком, две внутренние рабочие поверхности которого взаимодействуют с роликами двух толкателей поступательного движения, преобразуемого при помощи шарнирно-рычажного механизма в поступательные перемещения бойка и ползуна взаимно противоположного перемещения. Причем толкатели размещаются в отверстии, перпендикулярном оси центрального стержня, получающего вращение от двигателя, а боек, концентрично расположенный на этом стержне, перемещается с возможностью нанесения удара по торцу шпинделя инструмента после соприкосновения инструмента с породой или искусственным материалом под действием центробежных сил грузов, присоединенных к толкателям. Недостатком этого технического решения является передача удара по цепи звеньев на двигатель по причине неразмыкания центрального стержня с двигателем при ударе бойка по торцу шпинделя инструмента; а также размещение конической поверхности сцепления трением дискового кулачка, близкое к габаритному диаметру корпуса, значительное количество деталей и сложность их геометрической формы, особенно бойка с продольными пазами для направляющей толкателей и форма толкателей с кольцевым пазом для увеличения массы присоединенных к ним центробежным грузам. Кроме того, известен ударно-поворотный механизм центробежного действия по описанию изобретения к патенту 2118454 РФ, являющийся прототипом предлагаемого изобретения, содержащий корпус с внутренней конической поверхностью, расположенный в нем дисковый кулачок с внешней конической поверхностью, размещенный в этом корпусе центральный стержень, получающий вращение от двигателя, шпиндель инструмента с цилиндрическим хвостовиком, размещенный в продольном осевом отверстии стержня, боек, концентрично расположенный на стержне и имеющий пазовое подвижное соединение со шпинделем инструмента, а также шарнирные соединения с рычагами, на одних из которых неподвижно установлены центробежные грузы и ролики, взаимодействующие с внутренними криволинейными поверхностями дискового кулачка, вращаемого этими роликами на холостом ходу и замедляемого при помощи штифта от его соприкосновения с хвостовиком шпинделя инструмента и поверхностью паза дискового кулачка для контакта внешней конической поверхности этого кулачка с внутренней ответной поверхностью корпуса после соприкосновения инструмента с обрабатываемым материалом, обеспечивающего переход с холостого хода на рабочий режим бурения, регулируемый усилием нажатия в направлении продольной оси инструмента - бура. Недостатком этого технического решения является передача ударов, снижающая долговечность электродвигателя вследствие неразъединения центрального стержня с двигателем при ударе по шпинделю инструмента. Задачей предлагаемого изобретения является повышение долговечности электродвигателя ударно-поворотного механизма. Это достигается тем, что ударно-поворотный механизм, содержащий корпус с конической поверхностью, дисковый кулачок с внутренними криволинейными поверхностями контакта с роликами толкателей, центральный стержень, концентрично размещенный на нем боек, шпиндель инструмента с цилиндрическим хвостовиком, концентрично расположенным в продольном отверстии центрального стержня, рычаги, одни из которых с шарнирно-рычажной связью с центральным стержнем, центробежными грузами и роликами, а другие с шарнирно-рычажной связью с бойком и первыми из рычагов, снабжен пружинами, размещенными между двумя указанными парами рычагов, двухслойной фрикционной конусной муфтой, при этом дисковый кулачок жестко соединен с конусным хвостовиком неподвижного соединения с двигателем, шпиндель выполнен с конической поверхностью, сопряженной с охватываемым кольцом двухслойной конусной фрикционной муфты, а корпус - с конической поверхностью, сопряженной с охватывающим кольцом той же муфты. На фиг. 1 - 3 представлен ударно-поворотный механизм, содержащий корпус 1 с внутренней конической поверхностью, дисковый кулачок 2 с двумя внутренними криволинейными поверхностями и конусным хвостовиком, центральный стержень 3 с проушинами шарнирной связи с рычагами 4, оснащенными роликами 5 и с неподвижно установленными на них центробежными грузами 6 и отверстиями шарнирной связи с рычагами 7, имеющими шарнирную связь с бойком 8, пружины 9, размещенные между рычагами 4 и 7 в направляющих глухих отверстиях и шпиндель 10 инструмента с цилиндрическим хвостовиком, концентрично размещенным в центральном стержне 3. Между коническими поверхностями шпинделя 10 инструмента и корпуса 1 размещаются охватывающие кольца 11 и кольца 12 двухслойной фрикционной конусной муфты. Боек 8 и шпиндель 10 имеют пазовое подвижное в осевом направлении соединение. Ударно-поворотный механизм работает следующим образом. Дисковый кулачок 2 получает вращение от двигателя через конический хвостовик, до начала вращения дискового кулачка 2 ролики 5 прижимаются пружинами 9 к цилиндрической круговой внутренней поверхности дискового кулачка 2. До соприкосновения инструмента с обрабатываемым материалом или породой имеется холостой ход, т. е. вращение дискового кулачка 2 не преобразуется в возвратно-поступательное движение рычагов 4 и 7 и возвратно-поступательное перемещение бойка 8. Под действием касательных составляющих усилий со стороны криволинейных поверхностей дискового кулачка 2 в этом случае происходит вращение центрального стержня 3 с рычагами 4 и 7, центробежными грузами 6 и бойком 8. После соприкосновения инструмента с породой или обрабатываемым материалом шпиндель 10 останавливается или замедляет свое вращение. При этом под действием дискового кулачка 2 сжимаются пружины 9 и уменьшаются углы наклона рычагов 4 и 7 к оси центрального стержня 3. В точках, ближних к оси вращения центрального стержня 3 подъема профилей криволинейных поверхностей дискового кулачка 2, под действием центробежных сил грузов 6 и пружин 9 после размыкания роликов 5 с дисковым кулачком 2 происходит поворот рычагов 4 и 7 с поступательным перемещением бойка 8 к торцовой поверхности шпинделя 10, которое завершается ударом по этой поверхности. Затем цикл работы повторяется. Таким образом, в связи с разъединением центрального вала 3 от дискового кулачка 2 исключается передача ударов по цепи звеньев на двигатель. При этом повышается долговечность двигателя. Энергия удара Ауд в рассматриваемом случае, в основном под действием центробежных сил, выражается равенством










Iпр(







где индексы соответствуют максимальной, минимальной и средней угловым скоростям ротора электродвигателя. При этом по уравнению движения в форме кинетических энергий
Iпр(



для

для

здесь

tg


При Rкул = 35 мм и rкул = 32 мм







Iпр


где



соответствующее, регламентируемому, равному 120 Н. Из вышесказанного следует, что обеспечивается исключение передачи удара по цепи звеньев на двигатель при ударе бойка по шпинделю инструмента, останавливающегося от ударного воздействия в обрабатываемом материале и с повышением коэффициента неравномерности движения приводит к повышению долговечности электродвигателя ударно-поворотного механизма.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3