Устройство для измерения момента трения в подшипниках
Союз Советскии
Социалистических
Республик (6!) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 28.69.76 (21) 2407957/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано15.О1.79.Бюллетень № 2
Дата опубликования описания, 18.017
Гвоудервтеениый ивнитет
СССР вв делам изобретений и втир!нтий (72) Лвтор изобретения
В. A. Кальвае (Те) Заявитель (54) УСТРОЙС,ТБО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ МОМЕНТОВ
ТРЕНИЯ В ПОДШИПНИКАХ
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано преимущественно в подшипниковой промышленности для измерения потерь на трение в подшипниках качения.
В некоторых подшипниках, чапример, в двухрядных сферических, используемых в специальных гироскопах, необходимо измерять не только момент трения относительно оси вращения, но и поперечный момент трения, т.е. момент относительно оси (осей), перпендикулярной оси врашения подшипни- 10 ка и проходящей через центр сфер его колец; величина поперечного момента также характеризует качество сферического подшипника.
Известно устройство для измерения моментов трения в подшипниках, содержащее смонтированные в корпусе ротор, один конец которого установлен на подшипнике, а другой — во внутреннем кольце исследуемого подшипника, а также обойму для установки исследуемого подшипника, связанную с измерительным прибором в виде -моментомера (!).
Недостатком известного устройства является то, что оно не позволяет измерять
2 поперечный момент трения сферического подшипника.
Целью изобретения является измерение моментов трения сферического подшипника.
Поставленная цель достигается за счет того, что в предлагаемом устройстве обойма выполнена в виде внутреннего кольца газо-, вого сферического подшипника, причем цеHTры сфер исследуемого и газового подшипников расположены в центре тяжести ротора.
На чертеже изображено предлагаемое устройство.
В корпусе н- подшипнике 2 установлен ротор 3. На роторе 3 установлено внутреннее кольцо исследуемого сферического подшипника 4. Наружное кольцо исследуемого подшипника 4 закреплено в обойме 5, выполненной в виде внутреннего кольца сферического газового подшипника и связанной с моментбмерами б, 7.
При этом центры сфер исследуемого подшипника 4 и газового подшипника совпадают с центром тяжести ротора 3.
Устройство работает следуюгцим образом.
Перед запуском исследуемого подшипника 4 к газовому сферическому подшипнику и подшипнику 2, например, также газовому
Ч251б
Составитель И. Баранов
Техред О. Луговая Корректор П.Макаревич
Тираж "089 Подписное, Редактор 3I. Басидькова
Заказ 7747 4!
ДЦИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
I t З035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4/5 свилиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ггодают сжатый воздух, в результате чего обойма 5 (газовый подшипник) всплыиает, а ось ротора 3 располагается горизонтально.
Раскручивают ротор 3 по заданной скорости врагцениs и прекращают подачу воздуха к подшипнику 2. Затем производят измерение моментов трения моментомером. формула изобретения
Устройство для измерения моментов трения в подшипниках, содержащее смонтированные в корпусе ротор, один конец которого установлен на подшипнике, а другой — во внутреннем кольце исследуемого подшипника, а также обойму для установки исследуе- 1 мого подшип »ка, связанную с измерительным прибором в виде чоментомера, отличаюи1ееся тем, что, с целью измерения моме йов трения сферического подшипника, обойма вь полнена в виде внутреннего кольца газового сферического подшипника, причем центры сфер исследуемого и газового подшипников расположены в центре тяжести ротора, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Статья Сломянского Г. Л. и др. Измерение вибрации и момента трения шарикоподшипников на рабочих скоростях, Сб. Вибрация быстровращающихся роторов. Измерение и регулирование, приложение к журналу
«Авиационная промышленность», № 3,1977, стр. 21.

