Способ винтовой прокатки труб
ОПИ
ИЗОБРЕТЕИИЯ
СОюз СОяетеких
СОциэлистичееки м
Республик
0И 623594
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 23.1176 (21) 2424237/22-02 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 15,0978.Бюллетень № 34 (45) Дата опубликования описания020878 (51) М. Кл.
В 21 В. 19/02
Государственный комитет
Совета Мнннстров СССР но делам изобретений и открытий
Я) УДК б21.774. .353(088.8) (72) Авторы изобретения
И.Н.Потапов, Л.Ф.Матурина, Б.А.Романцев и П.M.Ôèíàãèí
Московский ордена Трудового Красного Знамени институт стали и сплавов (7l) Заявитель (54) СПОСОБ ВИНТОВОЙ ПРОКАТКИ ТРУБ
Изобретение относится к области обработки металлов давлением, а именно к винтовой прокатке труб; оно может быть использовано на трубо прокатных станах с направляющими ,дисками.
Известен способ винтовой прокатки, который реализуется на сборном направляющем инструменте, включающем последовательно по ходу прокатки N установленные в линейкодержателе элемент качения и стационарную спрофилированную линейку (1) . В процессе прокатки, например прошивки, заготовок рабочие валки деформируют металп на оправке, а диски и линейки огра ничивают поперечную раскатку металла. Однако линейки, являясь неподвижным инструментом, подвергаются интенсивному износу. Кроме того, при прокатке заготовок с поверхностными дефектами в виде волосовин, трещин и плен происходит затекание металла в зазор между диском и линейкой. Из-за этого нарушается стабильность процесса прошивки, а на поверхности гильз и труб появляются грубые задиры и риски.
Известен также способ винтовой прокатки труб в двухвалковом стане с направляющими неприводными дисками, который включает деформацию металла приводными рабочими валками и неприводными направляющими дисками ° Направляющие диски ограничивают поперечную раскатку и вращаются за счет фрикционных сил трения на контактной поверхности с металлом (2).
В ходе исследований процесса прошивки заго" îâîê в стане с неприводными дисками наблюдается более частое, чем на линейках, сплющивание задних концов гильз. Анализ скоростных условий показывает, что причиной сплющивания является резкий рост" частных обжатий в конце процесса прошивки. Действительно, в конце процесса прошивки даже при прокатке на линейках наблюдается рост частных обжатий на 10-20%. Это, наряду с oTcvTcTBHeM жесткого конца, приводит к сплющиванию гильзы и зажиму ее на оправке и оправочном стержне. Процесс прошивки нарушается. В случае прокатки на дисках, которые не препятствуют перемещению металла в осевом направлении, явление сплющивания выражается в еще большей степени, так как ско623594
Формула изобретения
Составитель М.Блатова
Редактор H.Êîð÷åíêî Техред E. Давидович Корректрр С.Шекмар
Заказ 5062/4 Тираж 1087 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-.35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП Патент, г.Ужгород, ул.Проектная,4 рость вращения дисков н конце прошивки, при освобождении металлом очага. деформации, возрастает по сравнению со скоростью вращения при ус=ановившемся режиме на 30-35%, что, в свою очередь, повышает скорость истечения металла -в;осевом направлении, т.е. частные обжатия.
Целью изобретения является повышение стабильности процесса прокатки эа счет уменьшения ональности заднего конца гилЬзы-трубы. 10
Цель достигается тем, что в способе винтовой прокатки, включающем деформацию металла приводными валками и неприводными направляющими дисками, диски останавлинают в момент l5 входа заднего торца заготовки в контакт с валками и удерживают от вращения до окончания процесса деформации.
По предлагаемому способу нагретая,Ю до температуры прокатки заготовка захватывается вращающимися приводными валками и, получая геликоидальное движение, встречается с неприводными дисками. Диски за счет фрикционных сил трения от металла начинают вращаться со скоростью, близкой к скорости осевого перемещения металла, -т.е. практически не оказывают осевого сопротивления. Благодаря этому процесс протекает со скоростью на
10-20% большей, чем в стане с неподвижными линейками. В момент входа заднего торца заготовки в контакт с валками диски остананливают,т.е. уменьшают их скорость вращения до нуля, и удержинают от вращения до окончания процесса деформации.
С этого момента неподвижные диски начинают работать как линейки, т.е. оказывают сопротивление истечению металла в осевом и тангенциальном направлениях, что сопровождается уменьшением частных обжатий, значительно снижает вероятность сплющивания заднего конца трубы и повышает стабильность процесса прошивки
Пример. Проводят сравнительную винтовую прокатку — прошивку нагретых заготовок диаметром 60 мм и длиной 300 мм на оправке диаметром
50 мм в гильзу размером 62 х 5,7 мм на стане с направляющими дисками и линейками при угле подачи 18
При прошивке на свободно вращаемых дисках наблюдается сплющивание задних концов гильз, при этом овальность достигает = 1,1, в резульбб бо тате чего гильза застревает на оправке или на оправочном стержне.
Часть заготовок прокатывают с фиксацией дисков в конце процесса. Для этого н момент входа заднего торца заготовки н валки диски фиксируют от вращения цилиндрическими пальцами и окончание процесса прошивки осуществляют на неподвижных дисках.
В этом случае прошивка производится стабильно, нарушений условий окднчания процесса из-за сплющивания (или повышенной овальности) задних концов гильз не наблюдается.
Способ винтовой прокатки труб, включающий деформацию заготовки приводными валками и непринодными направляющими дисками, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения стабильности процесса прокатки эа счет уменьшения овальности заднего конца гильзы -трубы, диски оста" навливают н момент входа заднего торцазаготовки в контакт с валками и удерживают от нращения до окончания процесса деформации.
Источники информации,.принятые во внимание при экспертизе:
1. Авторское свидетельство СССР
Р 385639, кл В 21 В 19/02, 1973.
2. Потапов И.Н. и Полухин П.И.
Новая технология винтовой прокатки. Металлургия .,1975, с. 161-163,

