Асинхронная машина с разомкнутым магнитопроводом
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН И Я
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
{i!! 1 65293
Сееа Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 14.04.76 (21) 2347882/24-0? с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.04.78. Бюллетень № 16 (45) Дата опубликования описания 16.05.78 (51) М. Кл.2 Н 02К 41/04
Государстевннык комитет
Совета Министров СССР
h0 делам изобретений
II открытий (53) УДК 621.313.33. .045.1 (088.8) (72) Авторы изобретения
М. Г. Резин, М. Г. Мурджикян, Ф. Н. Сарапулов и Ю. P. Урманов
Уральский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт имени С. М. Кирова (71) Заявитель (54) АСИНХРОННАЯ МАШИНА С РАЗОМКНУТЫМ
МАГH ИТО ПРОВОДОМ у = (1,2 — 1,3)т.
Изобретение относится к области электромашиностроения.
Известна асинхронная машина с разомкнутым магнитопроводом, содержащая статор с трехфазной обмоткой и вторичный элемент с 5 короткозамкнутой обмоткой типа беличьей клетки (1).
В такой машине обмотка вторичного элемента обтекается рабочим током за пределами активной зоны, что приводит к снижению 10 энергетических показателей машины, а именно КПД и момента.
Известна и другая асинхронная машина с разомкнутым магнитопроводом, содержащая статор с трехфазной обмоткой и вторичный 15 элемент с петлевой изолированной короткозамкнутой в пределах двухполюсного деления обмоткой (2).
В этой машине протекание токов за пределы активной зоны ограничено выполнением обмотки вторичного элемента в виде петлевых изолированных короткозамкнутых контуров, что повышает КПД и момент, развиваемый машиной.
Недостаток данной машины в том, что шаг обмотки вторичного элемента предлагается выполнять диаметральным, а это оказывает отрицательное влияние, поскольку при входе второй стороны контура в активную зону создаются тормозные усилия, которые ведут к снижению момента и КПД машины.
Целью изобретения является увеличение момента и КПД.
Указанная цель достигается тем, что в асинхронной машине с разомкнутым магнитопроводом, содержащей статор с трехфазной обмоткой и вторичный элемент с петлевой изолированной короткозамкнутой в пределах двухполюсного деления обмоткой, шаг обмотки вторичного элемента связан с полюсным делением статора следующим соотношением: у = (1,2 — 1,3)т, где у — шаг обмотки вторичного элемента, т — полюсное деление статора.
На фиг. 1 показана асинхронная машина с разомкнутым магнитопроводом на примере двигателя с дуговым статором; на фпг. 2 — то же, вид сверху.
Асинхронная машина с разомкнутым магнитопроводом состоит пз статора 1, вторичного элемента 2 с пазами 3, в которые уложены секции изолированной петлевой короткозамкнутой обмотки. Шаг обмотки вторичного элемента выполнен удлиненным и связан с полюсным делением статора следующим соотношением:
605293
20 где kg= siII
2 где
1 -+-, 7
2 2 е 1
), 1+,т, i.=0Ei Ш,; — + +2 1
Х$
„= — arctg
y, = arctg —;
Предлагаемую обмотку можно получить из известной двухслойной барабанной фазной обмотки ротора асинхронного двигателя с обычным круговым статором, если секции каждой фазы разъединить между собой и замкнуть каждую из секций накоротко с шагом, большим, чем полюсное деление (у > т) . Аналогично, т. е. из отдельных изолированных контуров, замкнутых накоротко, выполняется схема обмотки вторичного элемента для линейного плоского двигателя, Улучшение энергетических показателей машины с разомкнутым магнитопроводом с петлевой короткозамкнутой обмоткой на вторичном элементе, выполненной с удлиненным шагом, объясняется уменьшением влияния вторичного краевого эффекта. Усилие, развиваемое контуром такой обмотки при входе его в бегущее магнитное поле, определяется следующим выражением: г;ф Ф
fI = — 1соз з„— cos (2а,t+ 21.tI — р„И—
Ф вх — — Icos ji (t — t ) —,J — сов(М+).tI — р,))+
+ С е sin(,t + itI), т
Т вЂ” постоянная времени затухания апериодической составляющей тока в контуре;
/ " — время начала входа Й-го контура в активную зону;
CI — постоянная интегрирования; г, х — соответственно активное и индуктивное сопротивление рассеяния контура.
Как показали аналитические расчеты, при входе первой стороны контура сначала развивается отрицательное усилие, затем положительное. Чем длиннее контур, тем больше время входа его в активную зону, тем большее время он будет развивать положительное усилие. Таким образом, среднее усилие, развиваемое контуром, будет тем больше, чем больше у.
З0
4
Кроме того, при удлиненном шаге на вторую сторону контура при входе ее с током в активную зону в некоторые моменты времени при определенном направлении тока действует втягивающее усилие. Все это обусловливает увеличение усилия, развиваемого машиной при удлинении шага контура. Увеличение шага обмотки вторичного элемента по сравнению с полюсным делением приводит к уменьшению тока в ней, следовательно, к уменьшению потерь мощности и повышению КПД.
Однако значительное увеличение шага контура нецелесообразно, так как одновременно уменьшается усилие, развиваемое контурами, находящимися в активной зоне;
1"и = Р АУ sin + Р„+
+ sin (2,t + 21 t> — „+ 1 5xg )1 — Cg s1EI (а,/ + МI + ау,) е е
Сг — постоянная интегрирования.
Экспериментальное исследование и аналитические расчеты показали, что целесообразно производить увеличение шага контура у на
20 — 30 по сравнению с полюсным делением
/ у т (— = 1,2 — 1,3 . При этом усилие, развиz ваемое машиной, значительно увеличивается.
Во вторичных контурах машин с разомкнутым магнитопроводом кроме электромагнитных процессов, имеющих общие признаки с электромагнитными процессами в обычных асинхронных машинах с круговым статором, возникают дополнительные электромагнитные процессы, связанные с входом изолированных контуров в активную зону и выходом их из активной зоны, а также дополнительные процессы, обусловленные пульсирующей волной магнитного поля статора.
Электромагнитные процессы, имеющие общие признаки как в круговых машинах, так и в машинах с разомкнутым магнитопроводом состоят в том, что поле статора 1 наводит в изолированных контурах 4 ЭДС, которые создают токи в этих контурах. Эти токи, взаимодействуя с полем статора, создают усилия и вращающий момент двигателя, Дополнительные электромагнитные процессы, связанные с входом изолированных контуров в активную зону и выходом из активной зоны состоят в том, что индуктированные токи и тормозные силы, возникающие при этом в обмотке вторичного элемента с удлиненным шагом резко снижаются. Это ведет к увеличению полезного момента и КПД машины с разомкнутым магнитопроводом.
Формула изобретения
Асинхронная машина с разомкнутым магнитопроводом, содержащая статор с трехфазной
605293
Рог. 1
Ь ф
Состави. ель Н. Подольская
Редактор H. Старикова Техред А. Камышникова Коррсктор 3. Тарасова
Подписное
Заказ 599/17 Изд. № 419 Тираж 892
НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.. д. 4!5
Типография, пр, Сапунова, 2 обмоткой и вторичный элемент с петлевой изолированной короткозамкнутой в пределах двухполюсного деления обмоткой, о т л и ч аю щ а я с я тем, что, с целью увеличения момента и КПД, шаг обмотки вторичного элемента связан с полюсным делением статора следующим соотношением: у = (1,2 — 1,3)т, где у — шаг обмотки вторичного элемента; т — полюсное деление статора.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 42629, кл. Н 02К 41/00, 1935.
2. Авторское свидетельство СССР № 48767, кл. Н 02К 41/00, 1936.


