Стапельные леса
Союэ Советских
Социалистических
Республик
) ВО24ОВ
)М. Кл, В 63 С 5/02
Геаудврствеиные комитет
Совета Мевеатров СССР аа деяам еаааретеем в DTKpblTNQ
) УДК 629„128.3 (088.8) (72) Автор. изобретения
Г. Н. Кудри (71) Заявитель (54) СТАПЕЛЬНЫЕ ЛЕСА
ОП ИС
ИЗОБР
К ЯВТОУСКОМ (61) Лополиителъкое
6©) «»«< 22.0З. е присоединением зяя (23) Приоритет(43) Опублкковако1 5 (46) Дата опубликова
Изобретение относится к судостроению, а именно к стапельным лесам.
Известны стапельные леса, смонтированные на вынесенных за габариты ширины строящегося или ремонтируемого судна стационарных башних, включающие поворотные укосины, каждая кз которых опирается на нижележащую укоеииу с помощью стоек, снабженных выносны" ми башмакамидляфиксированного положения стоек, и рабочие площадки, каждая из которых при сборке лесов, перемещается в горизонталь- тв ной плоскости по укоси нам от борта судна к башне, что осуществляется отдельными электро двигателями, установленными на каждом ярусе лесов {1)
Недостатками известных стапельиых лесов являются необходимость перемещения каждой не рабочей площадки в отдельности, что требует значительных затрат времени на уборку и установку лесов, кроме того для поворота укосин их стойки необходимо освободить от силового воздействия башмаков, доступ к которым затруднен, затруднен также доступ на рабочие площадки так как они находятся на значительном расстоянии от стационарных башен что неудобно при. эксплуатации лесов.
Наиболее близким к изобретению являются стаяельные леса, смонтированные на вынесен- 25 ных эа габариты ширины судна стационарных башнях, состоящих иэ стоек и перекладин, содержащие площадки, снабженные направляющими, н поворотные кронштейны (2).
Недостаток известных стапельных лесов заключается в том, что при постановке и уборке лесов каждая рабочая площадка поворотом вокруг шарнира приводится в крайнее рабочее или нерабочее положение посредством индивидуального ручного винтового привода. Это требует значительных затрат времени на подготовху лесов к передвижке судов по стапелю при поточно-позиционном формировании их корпусов, а применение ручного труда на подъем и откидыванне рабочих площадок и невозможность свободного перемещения работающих по ярусному настилу стационарных колонн, так как заход кронштейнов опущенных рабочих площадок в их ярусные пространства неудобно для эксплуатации лесов, Целью настоящего изобретения является снижение продолжительности подготовки лесов к свободной передвижке судов по стапелю и обеспечение удобства их эксплуатации.
Для этого леса выполнены с парными тягами, верхний конец которых снабжен парными поворотными роликами, кинематическн взаимодействующими с направляющими вышележа602406 шей площадки, а нижний конец шарнир го присоединен к нижележащей плошадке..",роме того, направляющие выполнены с возможностью захода тяг в их пространство, свободные кромки площадок сопряжены с обводами корпуса судна и поворотные кронштейны выполнены опираюшимися на стойки стационарной башни.
На фиг. 1 изображены леса в рабочем положении, вид сбоку; на фиг. 2 — леса, подготовленные к передвижке судов по стапелю, вид сбоку; на фиг. 3 — разрез по А — А на фиг. 1; на фиг. 4 — разрез по Б — Б на фиг. 3.
Стапельные леса состоят из ряда вынесенных за габариты ширины судна стационарных башен 1, к которым по ярусам крепятся верхняя 2, промежуточные 3, нижняя 4 плошадки 15 посредством парных шарниров 5 и поворотные кронштейны б, поддерживающие площадки 2, 3 и 4 в рабочем положении.
Плошадки 2, 3 и 4 соединены между собой парными тягами 7; которые нижним концом присоединены к нижележащим площадкам посредством шарниров 8, а их верхний конец снабжен парными поворотными роликами 9, которые кинематически взаимодействуют с направляюшими 10 вышележащих площадок. Опоры 11 поворотных кронштейнов б, установленные в плоскости стоек 12 стационарных башен 1, снабжены подшипниковыми узлами. На верхних плошадках 2 предусмотрены обухи 13.
Подготовка стапельных лесов к передвижке судов по стапелю (на чертеже не показано) на очередную позицию прн поточно-позиционном способе формирования корпуса ведегся при помоши цеховых грузопод.ьемных средств в следующей последовательности.
Гак стапельного грузоподъемного средства заводится в обух 13 верхней плошадки 2. Верхняя площадка 2 приподнимается, увлекая за собой промежуточные 3 и нижнюю i:þñðåäñòвом парных тяг 7, что освобождает от нагрузки поворотные кронштейны 6. Кронштейны б устанавливают в плоскости стоек 12 стацио- 40 нарной башни 1, что дает возмо>кность, поворачивая площадки 2, 3 и 4 вокруг парных шарниров 5, перевести их в крайнее нерабочее положение (завалить), при этом парные ролики 9 парных тяг 7 катятся по направляюшим
10 площадок 2, 3 и 4, а тяги 7 заходят в пространство направляющих 10.
Г1осле установки с дна осишествляется подъем площадок в обратной последовательности.
Постройка судов поточно-позиционным способом формирования корпусов имеет особенности: одновременная передвижка четырех-пяти судов, располо>кенных в кильватер, малый ритм постройки (8 — 12 суток), малые площадки стапельных мест.
Г1ри этих условиях использование стапельных лесов с заваливаюшимися площадками эффективно. Возможность одновременного заваливания (подъема) всех рабочих плошадок позволит снизить затраты времени на подготовку лесов к передвижке судов в 3 — 4 раза.
Формула изобретения
1. Стапельные леса, смонтированные на вынесенных за габариты ширины судна стационарных башнях, состоящих из стоек и перекладин, содержащие плошадки, снабженные направляюшими, и поворотные кронштейны, отличающиеся тем, что, с целью снижения продолжительности подготовки лесов к свободной передвижке судов по стапелю и обеспечения удооства их эксплуатации, леса выполнены с парными тягами, верхний конец которых снабжен парными поворотными роликами, кинематически взаимодействующими с направляюшими вышележашей площадки, а нижний конец шарнирно присоединен к нижележащей площадке.
2. Стапельные леса по п. 1, отличающиеся тем, что направляющие выполнены с возможностью захода тяг в их пространство.
3. Стапельные леса по п. 1, отличающиеся тем, что свободные кромки плошадок сопряжены с обводами корпуса судна.
4. Стапельные леса по п. 1, отличающиеся тем, что поворотные кронштейны выполнены опирающимися на стойки стационарной башни.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Авторское свидетельство СССР № 144734, кл. В 63 с 5/02, 1961.
2. Авторское свидетельство СССР ¹ 249220, кл. В 63 с 5/02, 1968.
602406 гьг. I
Аа. 2
Р«г и
Составитель Г. Рощепкин
Техред О. Луговая Корректор Н. Тупица
Тираж 561 Подписное
Редактор В. Козлова
Заказ 1747/15
ЦНИИЛИ Государственного комитета Совета Министров (ССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, К-35, Раушская наб. д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4


