Привод транспортного средства
Союз Советских
Соцнаинстнческнх
Респубинк
02398
2 . Кл.
60К 17/02
Гфсударставннмй комитет
Соаата Министров СССР оа делам изобретений н открапнй
W 621.867 (088 8) (12) Авторы изобретения
М. Н. Перцевой, Е. М. Ратненко и Е. И. Сердюк
Проектно-конструкторский и технологический институт
Министерства автомобильной промышленности СССР (71) Заявитель (S4) ПРИВОД, ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
ОП ИС
ИЗОБРЕ
К АВТОРСКОМУ (61) Дополнительное к (22) Заявлено 17.04.74 е присоединением заявк (23) Приоритет (43) Опубликовано 1S 0 (46) Дата опубликован
Изобретение относится к приводам транспортных средств, в частности, для, транспортных устройств дорожных машин.
Известен привод транспортного средства, содержащий двигатель, на выходном валу которого установлены два барабана с навитыми на них гибкими элементами с грузом 11!.
Недостаток известного привода заключается в том, что он не обеспечивает плавного вазгона и торможения.
Целью изобрегенкя .. является обеспечение плавного разгона и.торможеиия.
Для этого барабаны .снабжены обгонными муфтами, установленными .с возмох<ностью соединения вала с барабаном: при вращении в направлении подъема груза; а навивка гибкого элемента на барабанах выполнена в проти- 15 воноложных одно к другому направлениях.
На фнг. l изображен привод, общий вид; на фиг. 2 — разрез по А- А на фнг. I; на фиг. 3 — разрез по Б — Б на фиг. 1; на фиг. 4 — разрез по  — В на фиг. 1; на фиг. S — разрез по à — Г на фиг. I; на
20 фиг. 6 — разрез по Д вЂ” Д на фиг. 5.
Привод содержит электродвигатель 1, тормоз 2, редуктор 3, передающий вращение через муфту 4 валу 5, установленную в подшипниках 6. На валу 5 установлены барабаны 7
2 и 8, блок 9 шестерен, управляемые фрнкцнонные муфты 10 и 11 сцепления барабанов 7 н 8 с валом 5, управляемые фрикционные муфты 12 и 13 сцепления барабанов 7 и 8 с блокоь 9 шестерен. Шестерни блока 9 сцеплены с рейкой транспортного органа 14.
Транспортный орган 14 имеет упоры 15, взаимодействующие в конце хода с пружиннопневматическими демпферами 16, служащими для торможения транспортного органа в конце хода. Кроме того, имеются упоры 17, служащие для ограничения хода транспортного органа 14..
Система управления привода снабжена рядом путевых выключателей, служащих для контроля положения механизмов и выдачи соответствующих сигналов.
Управляемые фрикцнонные муфты 10 и !1 установлены таким образом, что одна из полумуфт каждой муфты жестко посажена на вал 5, а другая жестко соединена с гильзой !8 или гильзой 19. Управляемые фрикционные муфты 12 и 13 установлены таким образом, что одна из полумуфт каждой муфты жестко соединена с барабаном 7 или 8, а другая жестко соединена с блоком 9 шестерен.
На барабан 7 навит гибкий элемент 20 с грузом 21, при этом гибкий элемент навит на барабан 7 таким образом, что груз 21 стре602398
3 мится повернуть барабан 7 против часовой стрелки.
Гильза 18 соединена с барабаном 7 посредством обгонной муфты 22, установленной таким образом, что она передает вращение от гильзы !8 к барабану 7 только в направлении, соответствующем подъему груза 21, т. е. яри вращении гильзы по часовой стрелке. На барабан 8 навит гибкий элемент 23 с грузом 24, при этом гибкий элемент 23 навит на барабан 8 таким образом, что груз 24 стремится повер- нуть барабан 8 в направлении по часовой стрел- 1© ке. Гильза 19 соединена с барабаном 8 посредством обгонной муфты 25, установленной таким образом, что она передает вращение от гильзы !9 к барабану 8 только в направлении, соответствующем подъему барабаном 8 груза 24.
Пружинно-пьевматнческнй демпфер 16 состоит из гильзы 26, поршня 27, на штоке которого расположена пружина 28, предохранительного клапана 29 и обратного клапана 30.
Привод работает следующим образом. 2Ф
В исходном положении посредством муфты 10 гильза 18 соединена с валом 5, гильза !9 — посредством муфты 11, а барабан 8 c помощью муфты !3 соединен с блоком 9 шестерен. Вал 5 заторможен тормозом 2. Крутящий момент, создаваемый на валу 5 гру- . зом 21, уравновешен крутящим моментом от груза 24. В этом положении отключается тормоз 2 и одновременно включается двигатель 1, сообщая через редуктор 3 вращение валу 5 в н а и ра вле ни и по часовой стрелке. 30
Вращение от вала 5 через муфту 10 передается гильзе 18, которая через обгонную муфту 22 вращает барабан ?. Барабан 7, вращаясь, нама.i.ûâàåò гибкий элемент 20 и поднимает груз 2!.
Г!оскольку вал 5 вращает гильзу 19, то барабан 8 под действием груза 24 получает возможность вращаться, проскальзывая по обгонной муфте 25 относительно гильзы !9, Происходит опускание груза 24, вращение барабана 8, которое через муфту 13 передается блоку 9 шестерен, перемещающему транспортный орган !4.
Таким образом, перемещение транспортного органа !4 осуп„ествляется посредством груза 24 чем обеспечивается плавность трогания с места. Посредством груза 24 транспортному органу 14 сообщается равномерно-ускоренное движение. Скорость перемещения транспортного органа !4 и скорость вращения барабана 8 нарастают до тех пор, пока скорость вращения барабана 8 не станет равной скорости вращения гильзы 19.
После выравнивания числа оборотов барабана 8 и гильзы 19 барабан 8 вращается под действием груза 24 с числом оборотов, равным числу оборотов гильзы,19. Вращение барабана 8 с числом оборотов большим, чем число оборотов гильзы. невозможно, так как в этом
4 случае барабан 8 через обгонную муфту 25 заклинивае гся на гильзе 19, и груз 24 должен вращать вал 5 с большим числом оборотов, чем сообщает электродвигатель, что невозможно, так как препятствует груз 21.
Следовательно, после выравнивания оборотов гильзы 19 и барабана 8 транспортному органу 14 сообщается равномерное движение со скоростью, определяемой числом оборотов электродвигателя l.
При достижении упором !5 демпфера 16 транспортный орган начинает тормозиться. При этом число оборотов барабана 8 определяется совместным действием груза 24 и демпфера 16 и становится меньше числа оборотов гильзы 19.
Тормозное усилие демпфера 16 нарастает по мере хода поршня 27 и по мере сжатия пружины 28. При достижении под поршнем, 27 определенного (настроенного) давления срабатывает предохранительный клапан 29 и даль. нейшее нарастание давления прекращается.
С момента достижения упором 15 демпфера 16 число оборотов барабана 8 становится меньше числа оборотов вала 5. Следовательно; поднимающийся груз 2! достигнет крайнего верхнего положения раньше, чем транспортный орган !4 упора !7.
При достижении грузом 2! крайнего верхнего положения система управления отключает электродвигатель 1, включает тормоз 2 и отключает муфту 11. Транспортный орган 14 под действием груза 24, тормозимый демпферами 16, продолжая перемещаться, достигает жесткого упора 17 и останавливается. При этом система управления вКлючает муфты l l и 12.
Перемещение окончено. Привод готов к выполнению обратного хода. Для совершения обратного хода одновременно реверсируется двигатель 1, отключается тормоз 2, расцепляется муфта !3. Начинается обратный ход транспортного органа 14, но при этом поднимается груз 24, а груз 21, опускаясь, сообщает перемещение транспортному органу 14.
Формула изобретения
Привод транспортного средства, содержащий двигатель, на выходном валу которого установлены два барабана с навитыми иа них гибкими элементами с грузом, отличающийся тем, что, с целью обеспечения плавного разгона и торможения, барабаны снабжены обгонными муфтами, установленными с возможностью соединения вала с барабаном при вращении в направлении подъема груза, а навивка гибкого элемента на барабанах выполнена в противоположных одно к другому направлениях.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Авторское свидетельство СССР № 107 И6, кл. В 66 С 21/00, 1955.
1
Составитель Л. Трофимчук гс;. д O. Луговая «(орректор А ГРивеико
Подписное
Редактор В, 1(озлова
Заказ 1745/15
1 111111П14 Госудвр; в « но. .: .о,.jiòåòà Совета йтинистров СССР во делам из !, j!å. еинй и открытий
11Л035, Москва,, 1(5, Раушскаи наб. д. 4/5
Филиал ППП; (;;eí".-.. г. Ужгород, ул. Проектная, 4



